Любовь Григорьева
Звуковой анализ слов
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковой анализ слов
Как же научить ребенка звуковому анализу слов?
Сначала научите протяжно произносить гласные звуки.
Их в русском языке шесть: А, О, У, И, Э, Ы.
Обратите внимание ребенка на то, что гласные звуки произносятся без напряжения, плавно, долго, без участия языка. Их обозначаем красным цветом:
Есть еще и согласные звуки:
- звонкие твердые (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) и мягкие (Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Ль, Мь, Нь, Рь).
Публикация «Звуковой анализ слов» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Темочки
- глухие твердые (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш) и мягкие (Кь, Пь, Сь, Ть, Фь, Хь, Ч, Щ).
Твердые согласные звуки обозначаем синим цветом:
Мягкие согласные – зеленым цветом:
Прежде всего, выясните, различает ли ребенок близкие по звучанию согласные звуки, потренируйте его в этом. Подберите пару картинок, на которых изображены знакомые ребенку предметы и попросите показать:
Где КОСА, а где КОЗА (СУП – ЗУБ, ПОЧКА – БОЧКА, КОШКА – КОЧКА, МИШКА – МИСКА, РАК – ЛАК, ТАЧКА - ДАЧКА).
Обратите внимание, что звуки в слове нужно произносить отчетливо, чтобы дети смогли его узнать и хлопнуть в ладоши или поднять соответствующий сигнал.
Затем учите ребенка самостоятельно придумывать слова с заданным звуком. Звук этот всё время нужно выделять голосом.
Задайте вопрос: «В каком из этих слов есть звук М?» (Ни в коем случае не произносите «МЭ».)
М-машина, дом-м, лопата, м-матрешка, книга, сум-мка, зонт, ком-мната, сом-м.
Пусть ребенок произносит слова так, чтобы было отчетливо слышно, что в них есть заданный звук. Одновременно учим ребенка, где находится звук в слове: в начале (машина, в середине (сумка, в конце (дом).
Задача последнего этапа обучения - научить ребенка выделять в простых словах все составляющие их звуки и определять их последовательность.
- Я назову тебе слово, а ты скажешь, какие звуки в нем есть: К-О-О-Т. Назови 1-ый звук? Второй? Третий? А теперь «запишем» его так:
К – твердый согласный звук;
О – гласный звук;
Т – твердый согласный звук.
Покажите ребенку, что порядок звуков определяет собой смысл слова, одни и те же звуки, расположенные в разном порядке, образуют разные слова:
КОТ-ТОК, НОС-СОН