Ольга Кинос
Дидактическая игра «Поле слов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поле слов».
Цель:
• активизация в речи синонимов и антонимов;
• расширение многозначности слов-прилагательных;
• введение в обиходный словарь образных выражений;
• развитие мелкой моторики и зрительного восприятия;
• развитие крупной моторики через имитацию движений;
• развитие образного мышления, фантазии.
• Повышение заинтересованности в изучении лексического материала.
Оборудование:
Публикация «Дидактическая игра „Поле слов“» размещена в разделах
• игровое поле с нанесенным ядром и концентрами вокруг него, цветные фишки - геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал);
• предметная картинка с изображением «главного» слова, картинки - символы с изображением частей предмета и ситуаций.
в зависимости от лексической темы может быть дан наглядно-действенный образ (имитация движения).
Ход игры:
Дети садятся на ковер вокруг игрового поля. Логопед загадывает загадку о «главном» слове. Затем предлагает детям рассмотреть предметную картинку с изображением предмета («главного» слова) и прикрепляет ее в центр (ядро) игрового поля.
Перед детьми ставится задача придумать как можно больше слов-признаков и заполнить цветными фишками концентры, на каждое слово одна фишка.
С целью активизации словаря - прилагательных детям предлагаются картинки-символы с изображением частей предмета, ситуаций или с заданным сюжетом. Дети придумывают слова в соответствии с данной зрительной опорой, таким образом заполняют все концентры.
Например, «главное» слово – медведь.
1. Загадка:
«Он большой и косолапый,
По ночам сосет он лапу
Громко может он реветь,
А зовут его… (медведь)
2. Заполнение 1 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКОЙ медведь?» и предъявляется картинка-символ.
Картинка-символ:
Варианты ответов:
Голова - большая, крупная, страшная, огромная, умная, вертлявая, косматая.
Уши – круглые, мягкие, небольшие, мохнатые, черные, чуткие.
Глаза – маленькие, зоркие, сердитые, злые, добрые, больные, красивые.
Морда – хищная, зубастая, слюнявая, грязная, сырая, злая, мокрая, противная, добрая, веселая, страшная, большущая.
3. Заполнение 2 - го концентра.
Картинка-символ:
Варианты ответов:
Туловище – лохматое, грязное, бурое, черное, коричневое, мохнатое, большое, толстое, пузатое, неуклюжее, ленивое, спящее, маленькое, худое, громадное, жирное.
Лапы – широкие, когтистые, мохнатые, грязные, сырые, сухие, мягкие, вкусные (когда лапу сосет, вонючие (от болота, ягодные, рыбные (когда ест рыбу и ягоды).
Хвост – маленький, незаметный, ненужный, куцый, безхвостый.
4. Заполнение 3 - го концентра.
По какой-либо ситуации.
Картинка-символ:
Варианты ответов:
Рыбка (медведь ловит рыбу) – осторожный, хитрый, умелый, ловкий, быстрый, мокрый, радостный, злой, голодный, сытый.
Шишка (медведь грызет шишку) – зеленый, желтые, вкусные, спелые, зарытые, висячие, смолистые.
Елка (медведь в лесу) – душистая, колючая, дремучий, смешанный, березовый (лес).
Желтый лист (осень) – осенний, золотой, красивый (лес).
Снежинка (зима) – морозный, холодный день, длинная ночь, голодный, спящий, худой.
Сосулька (весна) – голодный, бедный, озабоченный, несчастный, злющий, коварный.
Солнце (лето) – теплая, солнечная погода, радостный, веселые медвежата, сытый.
5. Заполнение 4 - го концентра.
Образные выражения. Про КАКОГО человека мы можем сказать, «Ты как медведь?»
Варианты ответов: про толстого, жирного, неуклюжего, косолапого, ленивого, неумелого, немузыкального человека.
6. Заполнение 5 - го концентра.
Многозначность слов. Что еще можно назвать словом «медведь»?
Варианты ответов: конфеты, игрушка, кинофильм, маска, пластинка, песня, стихотворение, книжка, сказка, костюм, шуба.
7. Заполнение 6 - го концентра.
Перед детьми ставится логическая задача.
Например, выделение лишнего слова из ряда слов :
*косолапый, неуклюжий, серебряный, сильный;
*сосет, грызет, летает, ломает.