Лучший педагог года

Звуковая выразительность речи как составляющая часть формирования звуковой культуры речи дошкольников

Красий Анастасия
Звуковая выразительность речи как составляющая часть формирования звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи.

Выразительность — это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой — использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. С. Л. Рубинштейн писал, что стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Однако живая человеческая речь не сводится к одной лишь абстрактной совокупности значений, она обычно выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о чем он говорит и к кому он обращается. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.

Публикация «Звуковая выразительность речи как составляющая часть формирования звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Особенности выразительной речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и

речевой культуры.

Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средствам выразительности относятся:

1) звуковая выразительность, подразумевающая

— четкую артикуляцию звуков;

— звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);

интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции (различение коммуникативных типов высказывания, дифференциацию частей высказывания соответственно их смысловой важности, :выражение конкретной эмоции, вскрытие подтекста высказывания, характеристика говорящего и ситуации общения);

2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправданности среди которых:

— эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезы, фразеологизмов и т. д. ;

— изобразительно-выразительные возможности, представляемы всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет

и др.);

— функционально-стилистические возможности, основанные

на дифференцированном использовании лексики в зависимости

от целей и условий общения, от стиля языка;

3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в

предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос,

эпифора, анафора и др.).

Интонация включает в себя целый комплекс средств выразительности, благодаря которым выполняет многообразные функции:

-различает коммуникативные типы высказывания;

-дифференцирует части высказывания соответственно их смысловой важности;

-выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания;

-характеризует говорящего и ситуацию общения.

Если интонация признается основным средством выразительности звучащей речи, то лексика считается главным ингредиентом языковой выразительности. Поэтому целесообразно рассмотреть изобразительно-выразительные средства языка, использование которых способствует развитию выразительности речи.

Важным средством интонирования является темп речи. Под темпом понимается как быстрота речи в целом, так и ускорение - замедление с учетом пауз между речевыми элементами. Он определяется содержанием предложений. Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его.

Паузы помогают более точно оформить течение мысли, облегчают восприятие речи. Логические паузы и ударение помогают выделить отдельные слова в зависимости от смысла высказывания. Психологические паузы передают эмоционально личностный смысл речи.

Одними из наиболее распространенных способов создания выразительности являются сравнения; эпитет (художественное определение) и метафора (словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения). Выразительности в заметной степени способствуют средства и приемы из области грамматики: эллипсис - предложение с пропущенным грамматическим членом; повторы, среди которых выделяются анафора (единоначатие в начале смежных строк, эпифора (повторение слов в конце предложения, кольцо (повторение слов в начале и в конце фразы, композиционный стык (повторение слова в конце предложения и в начале следующего). Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребёнка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определённый уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах. Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надёжной рекомендацией личности. В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследование Ф. А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому ныне остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребёнка и способствовать его коммуникативному развитию.

К невербальным средствам выразительности относятся жесты, - поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечиваю точность интерпретации вербального сообщения. Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

Феномен выразительности речи определяется объективными и субъективными факторами. Объективность выразительности характеризуется выбором адекватных, т. е. объективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности.

Субъективность выразительности обусловлена целым ряда причин:

-направленностью и силой личных эмоций человека;

-наличием определенных знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию;

-характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.

В литературе выделяются различные показатели выразительность речи, но определяющими являются:

— логическая точность;

— уместность (способность передать содержание в соответствии

задачами и обстановкой сообщения);

— образность;

— эмоциональность;

— экспрессивность;

— индивидуальная оригинальность.

Данные признаки свидетельствуют о том, что выразительность речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевой коммуникации с окружающими, способствуя тем самым результативности взаимодействия.

Таким образом, выразительность является важной качественной характеристикой, в которой проявляется индивидуальный стиль речи.

Процесс развития выразительности речи имеет определенную временно логику. Основы выразительности закладываются еще в дошкольном возрасте.

В работах С. Л. Рубинштейна и А. М. Леушиной показан генезис развития выразительности речи в дошкольном возрасте. Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над объективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность и аффективную окрашенность. Речь младшего дошкольника выразительна благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный характер. Она изобилует итерациями (усиливающимися повторами, восклицательными оборотами, нарушением обычного порядка слов. Дети очень широко используют невербальные средства. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна и неосознанна, она является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.

В возрасте пяти — семи лет детская речь становится менее эмоциональной и экспрессивной, более осмысленной, сдержанной и регламентированной. Причина данного явления заключается в том, что этот период характеризуется <интеллектуализацией аффекта» (Л. С. Выготский), когда прежние средства выразительности уже не могут отразить глубину содержания речи и переживаемых детьми чувств, а новые выразительные средства еще не освоены дошкольниками. Вместе с тем именно в возрасте пяти— семи лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению А. М. Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красивой, употребляя «взрослые» литературные слова. В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Задача педагога — удовлетворяя эту потребность, способствовать развитию у ребенка выразительной речи путем присвоения им средств выразительности, которые выработались в ходе исторического развития литературной речи.

Таким образом, выразительность детской речи изменяется и развивается в связи с общим ходом развития личности: от непосредственных аффективных форм выразительности ребенок постепенно под воздействием среды и обучения переходит к осознанному использованию специфических выразительных средств, присущих формам зрелой речи.

Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Карпинская, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, О. В. Акулова и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста выразительных средств языка и речи. Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, яркая эмоциональная Окрашенность отражения результатов познания окружающего мира; наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления, в том числе и специальные средства языковой и речевой выразительности.

Однако эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям сами по себе не гарантируют выразительности речи Дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.

Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа,

направленная на понимание смыслового богатства слова> помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда — эмоциональное воздействие на слушателя. Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Методы и приемы формирования выразительности

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется интонационная выразительность речи, детское творчество.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка.

Л. С. Выготский писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов.

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа, и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) .

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки -- предмета и т. д.)

Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект.

Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение -многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко -- похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория -- поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен.

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. - также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

• интригующая интонация голоса при вопросе,

• утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

• использование шутки при объяснении задания.

Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными.

На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова, объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В методике приемы развития речи называют по-разному.

Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию

Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая выразительность речи как составляющая часть формирования звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 2 июня 2020 в 11:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая выразительность речи как составляющая часть формирования звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Красий Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД