Олеся Кулибякина
Конспект занятия «Звуковая культура речи «Звук [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Учить детей правильно произносить звук Л изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
2. Упражнять детей в произнесении звука –ль- изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
3. Развивать фонематический слух - выделять заданный звук голосом, называть слова с заданным звуком, различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Материал:
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи „Звук [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Картинки: индюка, колокольчика. Лошадка, лисичка, лопатка, лодка, юла, лейка, львенок, самолет.
Предварительная работа:
Отработка звука «ль»; заучивание чистоговорки.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
- Дети, какое сейчас время года? (весна). Давайте все улыбнёмся весне, солнышку, друг другу. Весной вся природа оживает: распускаются листья на деревьях, зацветают цветы, прилетают птицы из тёплых стран.
Пальчиковая гимнастика.
Покажите, как птицы:
- машут крыльями;
- птицы клюют зёрнышки;
- прилетели птицы, свили себе гнёздышки;
- в гнёздышках появились птенцы, они хотят кушать, птенчики открывают рот.
Артикуляционная гимнастика.
-Хорошо на улице тепло. И наш язычок захотел погреться на солнышке и поиграть.
Упражнение «Лопаточка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять.
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать. (Улыбнуться, расслабленный язык положить на нижнюю губу, держать на счёт).
Упражнение «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу. (Рот слегка приоткрыть и широким, передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз).
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз,
Я под крышу поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от «раз». Потом поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счёт «два»). Повторить несколько раз).
Ребята послушайте и отгадайте загадку.
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк)
-Мой язычок услышал песню индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл-бл-бл». Как бормотал индюк? Чтобы получилась песенка индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро, быстро: «Бл-бл-бл». У индюка песня сердитая, когда ее поешь губы, ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это. (Дети поют хором и индивидуально)
- Играл наш язычок на солнышке и вдруг услышал песенку ли-ли-ли. Эту песенку пел колокольчик, который растет на весенней полянке. Песенка у него была мягкая, нежная в отличии от индюка. Давайте послушаем. (Слушаем песенку в записи).А сейчас представим, что мы колокольчики и споем песенку колокольчиков: «Ли-ли-ли». Для того чтобы спеть песенку колокольчика нужно выпустить язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите к верхним зубам и спойте: «Ли-ли-ли». Отдохните и попробуйте спеть еще раз: ли-ли-ли. (хором – индивидуально).
- Язычок очень обрадовался, что вы научились петь песенки сердитого индюка и звонкого колокольчика. Греется он на солнышке, радуется и поёт весёлые песенки.
-Ла-ла-ла – лодочка плыла (хором и индивидуально, громко и тихо).
-Ло-ло-ло – стало всем тепло.
-Лу-лу-лу – рады мы теплу.
-Ли-ли-ли - листочки выросли.
- Лю-лю-лю - рады они дождю.
- Ля-ля-ля - красивая земля.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слово, а вы если услышите в нем звук «Л» или «ЛЬ» хлопните в ладоши один раз.
Проводится игра «Не ошибись». Слова: ласточка, лед, снег, сосулька, клен, дерево, капель, апрель, лиса, краса, лягушка, квакушка.
Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.
Физкультминутка : Буква Л.
Буквой Л расставим ноги, (ноги на ширине плеч)
Словно в пляске руки в боки. (руки на пояс)
Наклонившись влево, вправо, (наклоны)
Получается на славу! (развести руками)
Буква Л для всех важна (погрозить правой рукой)
Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)
Самолету (полететь как самолет) и лягушке (попрыгать как лягушка)
Солнцу, (руки вытянуть вверх) листику (потрясти кистями рук) хлопушке. (хлопнуть в ладоши)
- Ребята к нам пришли гости. Кто это? Лошадка, лисичка (дети произносят слова, чётко проговаривая первый звук)
-В слове лисичка, чью песенку мы слышим индюка или колокольчика? А в слове лошадка?
- У лошадки и лисички произошла неприятность. Они играли в игрушки и перепутали их. Они просят нас, чтобы мы им помогли и нашли игрушки. Лошадка играла в игрушки, в названии которых есть звук «Л», а Лисичка играла в игрушки, в названии которых есть звук «ЛЬ».
- Молодцы ребята, помогли нашим друзьям. У лошадки была лопатка, юла, лодка. У лисички была лейка, львенок, самолёт.
А сейчас давайте вспомним чистоговорку про собачку лайку:
Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне. (Хоровое и индивидуальное чтение).
-Ребята, какое у нас было занятие?
-С какими новыми песенками мы познакомились сегодня?
-Как поет сердитый индюк?
-Какая песенка у колокольчика?