Получи документы

Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха

Ирина Осипова
Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, четкую дикцию, а так же умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора, речевым, слуховым.

Публикация «Звуковая культура речи, Упражнения на развитие фонематического слуха» размещена в разделах

Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибкая и податливая - а главное - нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Так же важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребёнка слушать и слышать.

Упражнения для развития фонематического слуха.

Подскажи словечко.

Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение ( например: "Спать пора, уснул бычок. ", "Уронили мишку на пол. ", " Наша Таня громко плачет. "). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку сказать самому недостающие слова.

Маленький учитель.

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка "объяснить" игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона примерно 10 Х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками.

Звук "а" - большой полный круг; звук "у" - маленький полный круг; звук "о" - полный овал; звук "и" - узкий красный прямоугольник).

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: "а", "у", "о", "и". Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Покажите ребёнку символ и назовите звук, чё тко артикулируя: ребёнок должен хорошо видеть ваши губы;

Соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет "а-а-а", паровоз гудит "у-у-у", девочка охает "о-о-о", лошадка кричит "и-и-и").

Произнесите вместе с ребёнком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук "а" - рот широко открыт; когда произносим звук "о" - губы выглядят как овал; при произнесении "у" - губы сложены трубочкой; при произнесении "и" - губы вытянуты в улыбку).

После того,как ребёнок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

Поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребёнок должен показать соответствующий символ.

Дирижёр

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребёнок попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребёнок попытается сделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребёнку,что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребёнок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки, типа "а-у" (дети кричат в лесу, "у-а" (плачет малыш, "и-а" (кричит ослик, "о-о" (мы удивляемся). Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов прочитывает составленную схему.

Кто первый

Покажите ребёнку картинку с предметом, который начинается с гласного "а", "у", "о", или "и". Ребёнок должен четко назвать,что нарисовано на картинке (например, "у-у-у-утка). Затем ребёнок должен выбрать соответствующий символ.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха
Опубликовано: 30 мая 2021 в 20:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД