Ирина Осипова
Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, четкую дикцию, а так же умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора, речевым, слуховым.
Публикация «Звуковая культура речи, Упражнения на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибкая и податливая - а главное - нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Так же важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребёнка слушать и слышать.
Упражнения для развития фонематического слуха.
Подскажи словечко.
Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение ( например: "Спать пора, уснул бычок. ", "Уронили мишку на пол. ", " Наша Таня громко плачет. "). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку сказать самому недостающие слова.
Маленький учитель.
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка "объяснить" игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Игры со звуковыми символами
Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона примерно 10 Х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками.
Звук "а" - большой полный круг; звук "у" - маленький полный круг; звук "о" - полный овал; звук "и" - узкий красный прямоугольник).
Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: "а", "у", "о", "и". Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
Покажите ребёнку символ и назовите звук, чё тко артикулируя: ребёнок должен хорошо видеть ваши губы;
Соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет "а-а-а", паровоз гудит "у-у-у", девочка охает "о-о-о", лошадка кричит "и-и-и").
Произнесите вместе с ребёнком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук "а" - рот широко открыт; когда произносим звук "о" - губы выглядят как овал; при произнесении "у" - губы сложены трубочкой; при произнесении "и" - губы вытянуты в улыбку).
После того,как ребёнок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:
Поймай звук
Взрослый произносит гласные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Внимательный малыш
Взрослый называет звук, а ребёнок должен показать соответствующий символ.
Дирижёр
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребёнок попробует сделать это самостоятельно.
Архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребёнок попытается сделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
Хорист
Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
Сломанный телевизор
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребёнку,что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребёнок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
Звуковые песенки
Предложите ребенку составить звуковые песенки, типа "а-у" (дети кричат в лесу, "у-а" (плачет малыш, "и-а" (кричит ослик, "о-о" (мы удивляемся). Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов прочитывает составленную схему.
Кто первый
Покажите ребёнку картинку с предметом, который начинается с гласного "а", "у", "о", или "и". Ребёнок должен четко назвать,что нарисовано на картинке (например, "у-у-у-утка). Затем ребёнок должен выбрать соответствующий символ.