Наталья Майорова
Конспект ООД по ЗКР и подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Майорова Наталья
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Конспект ООД по ЗКР и подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
3. Составлять правильно предложения.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Методы и приё мы:
1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.
2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», «Доскажи словечко».
упражнения «Определи, гласный или согласный звук»
«Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки»
Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.
Ход НОД:
Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)
Слово в словаре нашла
И всю фразу поняла.
Ре -ре - ре – слово ищем в словаре.
Рю – рю - рю- благодарны словарю
(Е. Грищук)
Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.
Игра «Послушай и узнай звук»
Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.
Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.
Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Ответы детей.
Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.
Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.
Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.
Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.
Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?
Дети. Рычали.
Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.
Воспитатель. -Послушайте загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.
Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук
Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.
Игра «Доскажи словечко».
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)
Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Дети: звук – у
Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. ( произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)
Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.
Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.
- Давайте попробуем их произнести. ( На доску выставляются картинки : утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).
Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).
Упражнение «Определи место звука в слове»
Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.
Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.
(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).
Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.
Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети. Он состоит из букв.
Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Дети. Два.
Воспитатель. -Назовите эти два звука.
Ответы детей.
Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».
Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т. д.
Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?
Дети. Рама, ракушка, ракетка и т. д.
Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много. Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).
Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.
Физкультминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?
Дети. - Это много слов
Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:
бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)
Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.
Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.
Ребенок. - Бабушка.
Дети. - Один
Ребенок. -Ты.
Дети. – Два, и так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.
Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».
Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.
Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)
Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.
– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).
– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)
Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!
Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Дети. Да.
Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.
Дети. - Да.
Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?
Ответы детей.
Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получить.
Воспитатель. -Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?
Дети. Да.
Стихотворение «Внучка».
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.
(А. Плещеева)