Зорина Мария
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы по теме «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы по теме «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.
Задачи:
Обучающие - учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С-Ц;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы по теме „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развивающие - развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; совершенствовать произнесение слов с различной громкостью и в разном темпе; развивать внимание, память;
Воспитательные - воспитывать внимание и активность детей.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций, физкультминутка.
Материалы и оборудование: фланелеграф, звезды для поощрения, две корзинки, предметные картинки для определения звуков С и Ц.
Ход занятия
I. Вводная часть
Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется. Чтобы такое
настроение у вас сохранилось до самого вечера.
А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться! Будет радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Надеюсь, что вы будете внимательными, дружными и активными.
Здравствуй правая рука
(протягиваем вперёд)
Здравствуй левая рука,
(протягиваем вперёд)
Здравствуй друг,
(берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг,
(берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг,
(качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет
II. Основная часть
1. - Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (Со звука С).
- А теперь произнесите звук С протяжно. На что похоже? (На песенку водички.)
- Правильно, давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук С, и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой. Дети выполняют вместе с воспитателем.
- Придумайте слова, в которых есть звук С. (ответы детей)
- Молодцы! А теперь послушайте другую загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (Со звука Ц.)
- А теперь произнесите звук Ц отрывисто. На что похоже? (На песенку белочки.)
- Давайте споем песенку белочки. Дети выполняют вместе с воспитателем.
- Придумайте слова, в которых есть звук Ц. (ответы детей)
- Молодцы! Предлагаю поиграть.
2. Игра «Поймай звук»
Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук «Ц», то махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом (показывает).
Воспитатель произносит то один звук, то другой, прикрывая губы листком бумаги. Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют).
Воспитатель:
3. - Эти звуки встречаются во многих словах. Скажите, какой звук слышится в словах: солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец, осенний, целебная.
Затем дети сами называют слова сначала с одним звуком, потом с другим звуком. (За правильный ответ ребенок получает звезду)
4. Воспитатель:
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.
Са-са-са - вот летит оса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - сумку я несу.
Сы-сы-сы - на стене висят часы.
- С каким звуком чистоговорка? (ответы детей - С)
- Давайте повторим хором, сначала громко, потом тихо. Дети выполняют вместе с воспитателем.
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
- С каким звуком чистоговорка? (ответы детей - Ц)
- Давайте повторим хором, сначала быстро, потом медленно. Дети выполняют вместе с воспитателем и по одному (3-4 ребенка).
5. Воспитатель:
- Поработали - устали. Дружно встали на нашу физминутку!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
6. - Молодцы! Продолжаем наше путешествие в волшебном мире звуков. Послушайте,пожалуйста, стихотворение.
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица.
Над цветком пчела кружится.
- Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз. (читает ещё раз). Помогите мне рассказать начало (первые две строчки)
Воспитатель выставляет на магнитной доске 3 одинаковые одноцветные пирамидки.
- В этом отрывке есть три слова со звуком «С». Читает начало стихотворения ещё раз.
Дети: солнце, встало, поднялось.
- В каком из этих слов есть оба звука - и С и Ц? (За правильный ответ дети получают звезду)
Дети: солнце. Воспитатель выставляет на магнитной доске двухцветную пирамидку.
- Правильно, молодцы! Я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы найдите слова со звуком «Ц». Воспитатель читает стихотворение целиком.
Дети: птица, цветок.
Воспитатель:
- А сейчас попробуйте определить во фразе ударные слова (читает строки, меняя логическое ударение).
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчеркнутые).
Воспитатель:
7. (Выставляю на фланелеграф картинки, в названиях которых есть звуки С или Ц)
Перед вами разные картинки. Вам нужно найти картинки с песенкой водички звук С и картинки с песенкой белочки звук Ц и разложить их в разные корзинки.
8. Молодцы! Немного разомнемся. П/и «Гномики-великаны»
- Молодцы! Вы отлично справились.
9. Послушайте мой рассказ.
Жили-были три цыплёнка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: «Жили-были три цыпленка». А вы продолжайте:»Цып, Цып-цып,цып-цып-цып».
Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят.
10. Какие вы молодцы! Предлагаю вам отгадать загадку, в которой есть слова со звуком С.
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут. (Облака.)
Воспитатель:
-Предлагаю вам запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.
III. Заключительная часть (Рефлексия)
- Ну вот,наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Во что мы с вами сегодня играи? Что было сложным? Что вам понравилось?