Татьяна Королева
Звуковая культура речи
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и своеобразное, которое включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция, формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса, двигательные средства выразительности (жесты, мимика, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки). Составными компонентами звуковой культуры являются речевой слух и речевое дыхание.
Публикация «Звуковая культура речи» размещена в разделах
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Формирование собственно произносительных качеств и средств звуковой выразительности. В средней группе – совершенствование средств звуковой выразительности, отработка произношения шипящих, сонорных звуков. В старших группах – совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывание дикции, интонационной выразительности речи, совершенствование фонематического слуха и определение места звука в слове. Это единственная и важная задача, которая полностью решается в детском саду, в средней группе. От группы к группе работа закрепляется, совершенствуется, отрабатывается. Исходя из зада, определяется содержание работы и методические приемы. Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группа и имеют следующие структурные аспекты:
1. Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводятся в игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах включается много упражнений на согласные звуки, дыхание.
2. Изолированное произношение звука воспитателем _ в младших группах, в старших – объяснение артикуляции звука.
3. Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах, далее в старших группах проговаривание звуков в слоге.
4. Отработка звуков в словосочетаниях словах, фразах с использованием игр-инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуком и т. д. В старших группах учим детей произносить звуки автоматически – автоматизация звука с использованием скороговорок.