Маргарита Петрова
Народные игры как основа формирования физического и духовного совершенства дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире детей учат играть в хоккей, футбол, баскетбол, теннис и другие спортивные игры. Народные игры позабыты в большинстве своём, в них не играют. Нужны ли современному ребёнку такие игры? С уверенностью можно ответить – нужны. Такие игры служат важным источником информации об окружающем мире, традиционные игры можно рассматривать как обширное информационное пространство. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, живших на нашей земле. И это мудрые правила.
Публикация «Народные игры как основа формирования физического и духовного совершенства дошкольников» размещена в разделах
В последние годы возрождаются народные традиции, которое решают следующие задачи: первая-воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа; вторая-вести работу по оздоровлению дошкольников. Воспитатели дошкольных учреждений в своей работе всегда использовали народные игры, т. к. народные игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Эти игры очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания. У дошкольников формируется уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди»; «Коршун и наседка»; «У медведя во бору» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Каждая игра начинается со считалки. Всяких считалок на Руси было великое множество. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. Например:
Катился горох по блюду,
ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи-тебе водить.
В детском саду всегда использовались народные игры : «Прятки», «Жмурки», «У медведя во бору», «Огуречик», «Гуси, гуси», «Горелки», «Удочка», «Третий лишний» и другие. Игры используются как физкультурная пауза, как часть занятия, в режимных моментах, на прогулках.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Объясняя новую народную игру, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Главная задача педагога – научить детей играть активно и самостоятельно. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности.