Самойлова Вавлентина Михайловна
Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушением зрения)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка», города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.
Сегодня актуально говорить о тех перегрузках на органы зрения, которые испытывает ребёнок в век колоссального использования визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкогошрифта и другие подобные занятия).
Публикация «Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушением зрения)» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения, поэтому глаза с нарушением зрения заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Вдвойне эта проблема вызывает беспокойство специалистов, когда речь идет в структуре дефекта, которых имеют еще и нарушение речи.
Педагогу, работающему с детьми с нарушениями зрения, приходиться не только реализовывать задачи и содержания работы, но и учитывать специфические требования к организации процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения, а также выполнять медико-эргономические установки офтальмологической службы.
Задача данной статьи – ознакомить начинающих педагогов с элементарными правилами использования на занятиях зрительной гимнастикии вооружить опытом применения различных зрительных упражнений на занятиях.
Педагог должен знать, что все упражнения предварительно обговариваются с врачом-офтальмологом который помогает учесть индивидуальныеособенности каждого ребенка (диагноз зрительного заболевания, послеоперационный период, этап лечения зрения – плеоптический, ортоптический, стереоптический и т. д.) подбираются комплексы упражнений. В содержание индивидуальных коррекционных занятий с детьми с косоглазием и амблиопией включаются упражнения для активизации, стимуляции различных зрительных функций.
В окклюзионный период зрительное восприятие у ребенка затруднено, поэтому показ движений, действий (например, при работе с таблицами, тренажёрами) осуществляется на близком расстоянии. При дальнозоркой рефракции рекомендуется зрительные упражнения с применением материала более мелкого размера. При близорукости пособия даются более крупного размера, не допускается зрительная перегрузка. Занятия должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительною нагрузку (составление расссказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами картинок т. п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (кабинета дефектолога, групп, спортзал и т. п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т. д., а также навыки направленного взгляда.
Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительных гимнастик являются : индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений; состояния здоровья; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетания зрительныхупражнении с двигательной активностью; развитие интереса ребенка к этому виду упражнений. С первых занятий необходимо создать дружелюбную атмосферу, расположить ребенка к контакту с педагогом. Для этого требуется вовлечь ребенка в игровой процесс, используя игрушки, мячи, яркие атрибуты и
пособия, многие из которых делаются руками педагогов. Проводиться наблюдение за поведением ребенка, движением его глаз, за тем, как он выделяет неподвижный объект в пространстве или следит за движущимся предметом (прямолинейное движение автоматической игрушки, круговое движение шара внутриконической поверхности и т. д.). На первых занятиях важно очень оценить психологические особенности ребенка, его интеллектуальные возможности, глазодвигательные реакции (вместе с тифлопедагогом) и т. д., наметить план работы.
Через зрительную гимнастику педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, «учат» глаза дошкольников хорошему вниманию, учат осторожно. Не торопясь, терпеливо и настойчиво. Педагоги и родители вместе с детьми идут к общей цели: восстановлению и улучшению зрительныхфункций психического здоровья ребенка, к навыкам самокоррекции в подготовке к массовой школе, к адаптации ребенка в настоящих условиях. А проведение зрительных упражнений на занятиях способствует еще обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Коррекционно-воспитательная работа в специализированном детском саду для детей с нарушением зрения есть основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности и охраны зрения. Зрительная гимнастика – составляющая часть этой работы. Она не существует сама по себе, она продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием речи, пространственной ориентировки и физическому совершенствованием детей.
Учитывая тематическое планирование в специальной группе для детей с нарушением зрения, предлагаем широко представленные в специальной литературе зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением с учетом лексической темы недели.
Приложение
Комплексы зрительной гимнастики
Комплекс № 1.
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
Комплекс № 2.
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.
Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.
Список литературы
1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2014.-N1.-С. 114-117.
2. Гимнастика для глаз. — // Дошкольная педагогика, декабрь, 2017. – с. 26-27.
3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.
4. Н. В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. — //Логопед, №1, 2011. — с. 49-56.
5. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. – М. : Детство-Пресс. 2002
6. Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз. / М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
7. Рубан Э. Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях : реальные методы и упражнения /ростов н/ Д: Феникс, 2019.