Светлана
ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике
▼ Скачать + Заказать документы
ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии детей по прежнему является проблема задержек психического развития. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей : совершенствуются методики обучения, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. Педиатры в свою очередь отмечают, что всё больше родителей обращаются к ним за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.
Публикация «ЗПР у детей дошкольного возраста, Современные подходы к диагностике» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие, также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.
КЛАССИФИКАЦИИ ЗПР
По эпигенетическому принципу:
ЗПР конституционального происхождения - т. н. гармонический инфантилизм.
Основные характеристики: преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций. Их неустойчивость и поверхностность, лёгкая внушаемость.
ЗПР соматогенного происхождения.
Обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностъю) различного генеза. Психическое развитие тормозиться главным образом стойкой астенией, резко снижающей общий и психический тонус.
Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, неуверенность в своих силах.
Специфика ситуации обусловленная болезнью усиливается искусственной инфантилизацией, обусловленной гиперопекой.
ЗПР психогенного происхождения.
Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка (гиперопека, гипоопека). Социальный генез этой аномалии развития не исключает её патологического характера.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития. Её этиология связана с органической недостаточностью нервной системы.
Психологическая классификация по П. Я и М. М. Семаго Истинно задержанное психическое развитие
Гармонический инфантилизм:
Выглядит младше своего возраста;
Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту; на который ребёнок выглядит.
В школьном возрасте любят играть, но очень устают от занятий.
Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок.
Коррекционная работа:
• Развивающе-профилактическая, исходя из потенциальных возможностей ребёнка.
• Развитие функций саморегуляции с помощью игр с правилами и соблюдения режимных моментов организации жизни.
• При необходимости логопедическая коррекция.
• Наблюдение педиатром с целью назначения общеукрепляющих мероприятий.
• Прогноз развития - благоприятный.
НЕРАВНОМЕРНО ЗАДЕРЖАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ.
ДИСГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ.
• Присутствует неравномерность в развитии: лучше развиты интеллектуальные процессы, но отстаёт саморегуляция и эмоционально-личностная сфера.
• Дети выглядят младше своего возраста
• Имеют ряд соматических отклонений
• Могут быть нарушения зрения
• Признаки патологической леворукости.
• Соматическая ослабленность порождает капризность, эмоциональную неуравновешенность.
Коррекционная работа
• Гармонизация эмоциональной сферы с помощью арт-терапии и песочной психотерапии.
• Сенсомоторная коррекция, основанная на
• нейропсихологичеоком подходе.
• Развитие функций программирования, регуляции и контроля.
• По показаниям семейная психотерапия.
• Наблюдение и лечение у профильного врача.
Прогноз:
• развитие интеллекта благоприятно
• Развитие мотивационно-волевой регуляции - неоднозначно, есть риск развития девиантных форм поведения.
Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций
• Дети данной категории не «догоняют» своих сверстников по развитию к 9-11 годам.
• Признаки нарушений высших психических функций маскируются под другие нарушения.
Парциальная несформированность ВПФ
преимущественно регуляторного компонента
• Импульсивность в поведении и в деятельности; Двигательная расторможенность;
• Преобладание игровых интересов над познавательными:
• Снижена критичность к своим поступкам.
Основные направления современной развивающей и коррекционной работы отдельные развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти программы в той или иной степени опираются на законы и принципы и реализуют основной принцип — принцип замещающего развития.
Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на следующие направления:
1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе :
— программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А. В. Семенович);
— методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной).
2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:
- программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н. Я. Семаго);
- программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н. Я. Семаго);
3. Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:
— формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по системе О. С. Никольской);
— символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ребенка.