Анастасия Журавлева
ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) – это сложное функциональное нарушение психо-эмоциональной сферы, функционирования ЦНС, приводящее к полиморфным отклонениям, в результате которых нарушается нормальная работа познавательной сферы и страдают компоненты, ответственные за учебные процессы.
ЗПР является сложным и серьезным отклонением от нормального развития. Оно приводит к искажению функционирования эмоциональной сферы, психического развития, моторного и регулятивных компонентов. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении образовательной программой. Это означает, что степень психических отклонений различна у разных детей. Потому, каждый ребенок нуждается в индивидуальной образовательной траектории для эффективности образовательной деятельности. 3
Публикация «ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По данным НИИ Коррекционной педагогики РАО, примерно 80% детей, не успевающих в изучении школьной программы, имеют различные интеллектуальные отклонения, в том числе и задержку психического развития. Более 50 % будущих первоклассников не достигают достаточного уровня зрелости, каждый 10-тый ребёнок имеет недоразвитие познавательных способностей. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. При правильно организованной работе педагога совместно с родителями, администрацией учреждения, ПМПК, логопеда, психолога можно получить положительные результаты в обучении и социализации детей с особыми потребностями.
Вопросы обучения детей с ЗПР начали исследоваться в отечественной педагогике с 70-80 гг. XX столетия. В этот период особенно остро встал вопрос организации специального обучения для детей с данной патологией развития. 8
Задержка психического развития исследовалась различными учеными педагогами и психологами. В трудах П. П. Блонского, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, психологов М. И. Божовича, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, М. Монтессори, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, дефектологов: И. М. Бгажноковой, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, В. П. Кащенко, М. П. Лебедевой, М. С. Певзнера дается сущность данного отклонения и осуществляется его рассмотрение в качестве педагогического феномена. Ученые занимались и разработкой основ образовательной деятельности для детей с ЗПР, оценкой эффективности применения разных подходов и технологий.
На рисунке 1 представлены основы исследований задержки психического развития.
Рис. 1 – Изучение ЗПР 5
Данные рисунка свидетельствуют о том, что термин «Задержка психического развития» был введен в психолого-педагогическую практику Г. Е. Сухаревой. Она занималась исследованием сущностных аспектов данного феномена и его спецификой проявления, а также влиянием на способности усвоения образовательной программы.
Что касается медицинских исследований, то данное отклонение от нормального развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. По сути, ЗПР не является нарушением интеллектуальных функций, но в силу весомости проявления задержки психического развития, может привести к интеллектуальным отклонениям, а также, проявляется в форме личностной незрелости обучающихся, нарушений функционирования познавательной сферы.
В трудах Певзнера М. С. и Власовой Т. А. были исследованы причины возникновения ЗПР. Они представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Причины ЗПР 3
Таким образом, можно утверждать, что ЗПР является следствием различных факторов. Тут имеют место и биологические особенности развития ребенка и организация процесса воспитания. Педагогические факторы играют весомую роль в становлении личности ребенка и в коррекции, имеющихся отклонений психологического характера.
Что касается видов ЗПР, то имеется довольно большой перечень классификаций. Наиболее разработанной считается классификация К. С. Лебединской. Она представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация ЗПР по Лебединской К. С. 11
Стоит обратить внимание на то, что ЗПР психогенного характера необходимо отличать от педагогической запущенности. По сути, они имеют сходные черты, при том, что запущенность не имеет патологической основы своего развития, а связана с низким уровнем знаний, умений, навыков, проявлением лени в освоении образовательной программы т. д.
При наличии у обучающегося того или иного вида ЗПР трудности в обучении являются обусловленными и неминуемыми. Требования, предъявляемые к учащихся с нормальным психическим развитием теряют свою актуальность в отношении учащихся с ЗПР. Это связано с тем, что данная категория учащихся имеет свои особенности психологического развития, функционирования эмоциональной сферы, что меняет их восприятия информации, сказывается на возможностях ее усвоения.
Организация и продуктивность интеллектуальной деятельности имеет свои различия при разных видах ЗПР. Потому, построение образовательного процесса, как правило, начинается с диагностики уровня задержки психического развития, специфике проявления познавательных и интеллектуальных отклонений у каждого конкретного учащегося. 7
Поскольку, учащиеся с ЗПР имеют проблемы с восприятием и утомляемостью, то образовательный процесс должен строиться путем чередования различных видов деятельности и более медленными темпами работы. Усвоение теоретической информации должно сопровождаться наглядными данными. Иначе она не будет полноценно воспринята обучающимся.
Таким образом, задержка психического развития является фактором торможения усвоения образовательной программы и требует применения специальных форм обучения, исходя из степени проявления задержки психического развития обучающегося.