Получи документы

ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению

Анастасия Журавлева
ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка психического развития (ЗПР) – это сложное функциональное нарушение психо-эмоциональной сферы, функционирования ЦНС, приводящее к полиморфным отклонениям, в результате которых нарушается нормальная работа познавательной сферы и страдают компоненты, ответственные за учебные процессы.

ЗПР является сложным и серьезным отклонением от нормального развития. Оно приводит к искажению функционирования эмоциональной сферы, психического развития, моторного и регулятивных компонентов. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении образовательной программой. Это означает, что степень психических отклонений различна у разных детей. Потому, каждый ребенок нуждается в индивидуальной образовательной траектории для эффективности образовательной деятельности. 3

Публикация «ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению» размещена в разделах

По данным НИИ Коррекционной педагогики РАО, примерно 80% детей, не успевающих в изучении школьной программы, имеют различные интеллектуальные отклонения, в том числе и задержку психического развития. Более 50 % будущих первоклассников не достигают достаточного уровня зрелости, каждый 10-тый ребёнок имеет недоразвитие познавательных способностей. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. При правильно организованной работе педагога совместно с родителями, администрацией учреждения, ПМПК, логопеда, психолога можно получить положительные результаты в обучении и социализации детей с особыми потребностями.

Вопросы обучения детей с ЗПР начали исследоваться в отечественной педагогике с 70-80 гг. XX столетия. В этот период особенно остро встал вопрос организации специального обучения для детей с данной патологией развития. 8

Задержка психического развития исследовалась различными учеными педагогами и психологами. В трудах П. П. Блонского, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, психологов М. И. Божовича, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, М. Монтессори, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, дефектологов: И. М. Бгажноковой, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, В. П. Кащенко, М. П. Лебедевой, М. С. Певзнера дается сущность данного отклонения и осуществляется его рассмотрение в качестве педагогического феномена. Ученые занимались и разработкой основ образовательной деятельности для детей с ЗПР, оценкой эффективности применения разных подходов и технологий.

На рисунке 1 представлены основы исследований задержки психического развития.

Рис. 1 – Изучение ЗПР 5

Данные рисунка свидетельствуют о том, что термин «Задержка психического развития» был введен в психолого-педагогическую практику Г. Е. Сухаревой. Она занималась исследованием сущностных аспектов данного феномена и его спецификой проявления, а также влиянием на способности усвоения образовательной программы.

Что касается медицинских исследований, то данное отклонение от нормального развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. По сути, ЗПР не является нарушением интеллектуальных функций, но в силу весомости проявления задержки психического развития, может привести к интеллектуальным отклонениям, а также, проявляется в форме личностной незрелости обучающихся, нарушений функционирования познавательной сферы.

В трудах Певзнера М. С. и Власовой Т. А. были исследованы причины возникновения ЗПР. Они представлены на рисунке 2.

Рис. 2 – Причины ЗПР 3

Таким образом, можно утверждать, что ЗПР является следствием различных факторов. Тут имеют место и биологические особенности развития ребенка и организация процесса воспитания. Педагогические факторы играют весомую роль в становлении личности ребенка и в коррекции, имеющихся отклонений психологического характера.

Что касается видов ЗПР, то имеется довольно большой перечень классификаций. Наиболее разработанной считается классификация К. С. Лебединской. Она представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация ЗПР по Лебединской К. С. 11

Стоит обратить внимание на то, что ЗПР психогенного характера необходимо отличать от педагогической запущенности. По сути, они имеют сходные черты, при том, что запущенность не имеет патологической основы своего развития, а связана с низким уровнем знаний, умений, навыков, проявлением лени в освоении образовательной программы т. д.

При наличии у обучающегося того или иного вида ЗПР трудности в обучении являются обусловленными и неминуемыми. Требования, предъявляемые к учащихся с нормальным психическим развитием теряют свою актуальность в отношении учащихся с ЗПР. Это связано с тем, что данная категория учащихся имеет свои особенности психологического развития, функционирования эмоциональной сферы, что меняет их восприятия информации, сказывается на возможностях ее усвоения.

Организация и продуктивность интеллектуальной деятельности имеет свои различия при разных видах ЗПР. Потому, построение образовательного процесса, как правило, начинается с диагностики уровня задержки психического развития, специфике проявления познавательных и интеллектуальных отклонений у каждого конкретного учащегося. 7

Поскольку, учащиеся с ЗПР имеют проблемы с восприятием и утомляемостью, то образовательный процесс должен строиться путем чередования различных видов деятельности и более медленными темпами работы. Усвоение теоретической информации должно сопровождаться наглядными данными. Иначе она не будет полноценно воспринята обучающимся.

Таким образом, задержка психического развития является фактором торможения усвоения образовательной программы и требует применения специальных форм обучения, исходя из степени проявления задержки психического развития обучающегося.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ. Здоровый образ жизни как главный фактор здоровьяСоздание здоровьесберегающей среды в ДОУ. Здоровый образ жизни как главный фактор здоровья Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья. Сохранение и укрепление здоровья детей является основной задачей дошкольных учреждений.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению
Опубликовано: 24 июня 2023 в 15:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ЗПР как фактор, препятствующий нормальному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД