Мария Анатольевна
Конспект занятия «Золотая хохлома. Роспись тарелочки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Золотая хохлома. Роспись тарелочки»
Цели и задачи:
• Продолжить знакомить воспитанников с народными промыслами России
• Помочь детям освоить особенности Хохломской росписи
• Сформировать навыки составления декоративного композиции.
• Создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге.
• Развивать у детей чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома, Роспись тарелочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
• Предметы (иллюстрации) хохломской росписи,
• элементы росписи,
• образцы,
• одноразовые тарелки,
• кисти, краски, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент
Занятие наше сегодня несколько необычно. Прежде чем нам начать наш урок давайте немного поработаем головой и разгадаем небольшой ребус, в котором зашифрована тема нашего урока.
Тема урока зашифрована в виде рисунков. Вставь первую букву с каждой картинки и получится тема нашего урока.
Сообщение темы и целей урока
Тема занятия : «Хохломская роспись». Вы узнаете сегодня об особенностях хохломской росписи, о том какую роль и место занимает она в декоративном искусстве. Вы познакомитесь с элементами хохломской росписи. Научитесь их выполнять и впервые с помощью кисточки и красок нарисуете их.
Изложение нового материала: «Хохломская роспись. Ее история, особенность выполнения».
Воспитатель. Прекрасная осенняя пора. Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.
А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится опять
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
Хохломская роспись по дереву один из самых знаменитых русских художественных промыслов, и расположен в Нижегородской области. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».
Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы в основном посуда, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаливают в специальной печи.
Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.
Физкультминутка «Дети вышли по порядку»
Дети вышли по порядку,
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту)
Воспитатель. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.
Золотая хохлома это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива.
Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица- золотое перо.
- Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши.
Возьмешь, к примеру, ложку из дерева – легкая, золотисто огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно зубчатой листвой и алыми ягодами рябины. Возьмешь в руки и видишь, что мастер вырезал ее из липы.
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:
Легенда1.
Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичек-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и каша стала золотой.
Была и еще одна история в селе Хохлома.
Легенда 2.
Жил мужичек, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин:
- Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичек отвечает:
- Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит.
И правда, опустишь в воду не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят.
Воспитатель. Это, конечно, легенды. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
В далекие времена на ярмарках продавались изделия разных мастеров окрестных деревень. В Заволжье крестьяне ремесленники любили узоры “Золото” и “травка”. Золото олицетворяло счастье, богатство, жизнь, довольность, красоту и чистоту. Трава же и ягоды цветы и листья – побеги напоминали людям о молодости и силе.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится опять
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
Практическая работа.
Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов. Используются несколько типов росписи : травка, ягодка, листик.
Воспитатель. Сегодня мы будем расписывать тарелку. Давайте составим композиции из готовых деталей (выставление на доску).
Воспитатель. Прежде чем расписывать тарелку, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Покажи - ка».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак.
Зайца, Вытягивают средний и указательный пальцы.
Книжку, Две раскрытые ладони складывают рядом.
Мышку Ладони прикладывают к макушке.
И орех. Сжимают кулак.
Указательному пальцу Вытягивают вверх указательный палец,
Все известно лучше всех сгибают и разгибают его несколько раз.
Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.
Выполнение элементов хохломской росписи кистью и красками.
Оформление выставки работ воспитанников.
Подведение итогов урока
Воспитатель. На сегодняшнем занятии вы познакомились с историей хохломской росписи, узнали, как выполняются ее элементы, сделали свои рисунки.
- Что запомнилось из сегодняшнего урока?
- Что удивило и что поразило?
- Пригодятся ли вам эти знания?
Воспитатель. Благодарю вас за отличную работу. Сотрудничество, прекрасно выполненные рисунки. Урок окончен. До свиданья