Гусева Анастасия
Использование малых форм фольклора в развитии речи у детей для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика использования пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Детство – это тот благоприятный период, когда возможно приобщение детей к истокам культуры. Поэтому проблема развития речи детей ср-ми малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В дошкольном учреждении при ознакомлении детей с малыми фольклорными формами не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. На занятиях они используются редко, и все сводится к простому заучиванию тех же пословиц и поговорок. А ведь этот народный жанр очень важен для развития речи наших детей.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. У детей развивается умение творчески использовать слово. С помощью пословиц и поговорок дети учатся четкому и звонкому произношению. Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для звуковой культуры речи.
Дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» (Бедному Ванюшке везде камушки, «Про Емелю, он медленно едет» (Едет Емеля, да ждать его неделю, то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой. У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.
Тем не менее, Г. Клименко отмечает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.
Ритмическая и синтаксическая четкость пословиц и поговорок, их композиция, различные стилистические фигуры (антонимы, омонимы, синонимы, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы) представляют богатый языковой материал для изучения на самых различных этапах обучения. Все это позволяет использовать пословицы и поговорки для реализации как воспитательной, так и развивающей и обучающей целей образования.
Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы:
«Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»);
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»);
«Век живи - век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»);
«Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Этапы работы по ознакомлению детей с пословицами и поговорками.
I этап - вводно-ориентировочный, предусматривает ознакомление детей с различными малыми формами фольклора, осуществляется выделение пословиц и поговорок как отдельного жанра.
II этап - операционно-познавательный.
На данном этапе знакомят детей с речевым материалом в двух направлениях: первое - тематическое ознакомление («труд», «дом», «дружба», «слово», «речь») с пословицами, поговорками и второе - ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.
III этап - деятельностный.
Данный этап предполагает включение пословиц и поговорок в различные виды деятельности дошкольников.
Исследователи отмечают, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.