Елена Сергеевна Соколенко
Методы борьбы с детской истерикой
▼ Скачать + Заказать документы
С детскими истериками сталкивается почти каждый воспитатель и родитель. В этой ситуации взрослые часто не знают, как справиться с собой и ребенком. В отчаянии вешают на ребенка ярлык, называют его истеричным, прибегают к наказаниям.
Чтобы помочь ребенку выйти из неконтролируемого состояния, воспитателям важно знать, что такое истерика, чем она отличается от капризов.
Как распознать истерику?
Истерика – это потеря связи с реальностью. Ребенок попадает в дисбаланс, в состояние аффекта, где неспособен регулировать свое поведение. Область мозга, отвечающая за контроль и регуляцию, уступает место более древним структурам – эмоциям, и инстинкты замещают сознание. В таком состоянии ребенок не может сам восстановить контакт с окружающим миром – ему нужна помощь со стороны. Поэтому не следует путать истерику с сознательной манипуляцией, когда ребенок пытается изменить намерения взрослого вопреки его интересам.
На уровне физическом истерика проявляется яркими телесными симптомами, которые трудно не заметить. Ребенок плачет и кричит, может упасть на пол, стучать головой об предметы, теряет спокойствие в дыхании и не реагирует на обращения со стороны окружающих людей. Если малыш отвечает взрослым, даже сквозь слезы, это поведение не следует путать с истерикой.
Причины истерики
Истерика возникает в ситуациях, которые организм воспринимает как критические, угрожающие его жизненно важным функциям. В таком состоянии ребенок становится не в состоянии обдумывать ситуацию. У него срабатывает инстинкт самосохранения, который требует немедленного реагирования. На физиологическом уровне центральная нервная система посылает импульсы в тело, что воспринимается как команда к действиям для защиты, что и приводит к бурным телесным проявлениям.
Как справляться с детскими истериками?
Чтобы помочь ребенку преодолеть истерику, взрослый должен находиться в стабильном эмоциональном состоянии. Часто бывает так, что крики и истерики ребенка вызывают аналогичные реакции у взрослых. Эмоциональная вспышка ребенка может быть особенно заразительной для тех, кто имеет слабые границы эмоциональной устойчивости.
Если у взрослого нет ясных ориентиров в моменты детской истерики, он рискует потерять контроль над собой, впадая в состояние отчаяния и излишней эмоциональности. Эта ситуация представляется для него настоящей угрозой, из-за чего он начинает искать способы справиться с собственными переживаниями, нередко стремясь устранить внешний раздражитель. В такие моменты возникает желание кричать, бросать вещи или ругаться. Однако, в отличие от ребенка, у взрослого уже развиты когнитивные способности, которые позволяют ему лучше регулировать свои эмоции и поведение.
Создайте для себя основу и стабильность. Устойчивость невозможно сформировать исключительно через когнитивные процессы — аргументацию и логические доводы. Чтобы достичь внутренней силы, обратите внимание на физические ощущения. Почувствуйте свой вес и то, как ваши ноги соприкасаются с землей. Осознайте свое дыхание и попытайтесь его регулировать. Оцените, способны ли вы помочь ребенку справиться с капризами, сохраняя при этом собственное эмоциональное равновесие. Ваша цель не в том, чтобы успокоить или расслабить себя, а чтобы осознать свое тело и почувствовать его состояния. Так происходит начало саморегуляции. Просто дышите, следите за телесными ощущениями и оставайтесь в моменте. Ваше тело станет первичной опорой.
Помогите ребенку вернуть чувство устойчивости. Во время приступа гнева или страха он испытывает замешательство – ему трудно понять, на что опереться, чтобы успокоиться и как сохранить себя. У него не хватает осознания необходимых границ. Важно помочь ребенку распознать эти границы через его тело, которое в данный момент находится в хаотичном движении. Это можно сделать с помощью физического контакта, чтобы он осознал свое телесное состояние. Пробуйте различные виды физического взаимодействия: крепкие объятия, ласковые прикосновения, а также вербальные методы: тон голоса, нужные слова.
Присядьте рядом с ребенком и обнимите его крепко. Или обнимите его в охапку, создавая мягкое и уверенное защитное кольцо вокруг его тела. Объятия должны быть такими, чтобы он почувствовал эти границы. Будьте внимательны к его реакциям. Если он скажет, что ему «больно» или «невыносимо», то ослабьте объятия. Физический контакт не должен причинять дискомфорт.
Попробуйте сделать массаж ног, рук и спины ребенка, при этом сопровождая свои действия успокаивающими словами: «Вот твои ручки, а это спинка, вот ножки и голова».
Говорите спокойным тоном. Ваш голос не должен звучать угрожающе, избегайте высокомерия в общении с ребенком. Дети лучше воспринимают тихие слова. Общайтесь уверенно и неторопливо — это даст ребенку ощущение вашей надежности. Например: «Я с тобой, все под контролем».
Когда вы заметите, что ребенок начинает успокаиваться, начните мягкий разговор. Помогите ему разобраться в произошедшем. Не осуждайте, не карайте и не отвергайте его. Просто признайте случившееся, назвав то, что происходит сейчас.
Простые фразы помогут ребенку понять происходящее, восстановить связь с реальностью. Например: «Света плачет. Ей очень грустно. Она хотела игрушку». Каждый новый элемент сообщения вводите медленно, повторяя предыдущее. Убедитесь, что ребенок вас слушает. Ваши слова показывают, что вы его замечаете, и ему важно чувствовать себя услышанным.
Если малыш отвечает на ваши слова и поддерживает беседу, это сигнализирует о том, что напряжение уходит. Но не рассчитывайте на мгновенное возвращение к спокойствию; процесс может затянуться. Постепенно ребенок вернется в нормальное состояние. Позже обсудите, что его расстроило, предложите вместе понять ситуацию.