Хапаева Лариса Борисовна
Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде, уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии?
Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми среднего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Проблемой, решаемой в ходе работы, является социализация детей дошкольного возраста посредством профориентации, в частности путем знакомства детей с профессиями людей, непосредственно их окружающих (родственников, соседей, сотрудников ДОУ).
Новизна заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
• формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных мастерских (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
• социального партнерства детей и взрослых (в процессе экскурсионной деятельности.
Цель : формирование представлений об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда
Задачи:
• Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по теме «Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда».
• Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста;
• Пополнить развивающую предметно-пространственную среду:
Среда формируется в соответствии с требованиями ФОП.
Формы и методы работы:
- занятия;
- беседы;
- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий;
- наблюдения за трудом взрослых;
- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;
- метод решения проблемных ситуаций;
- чтение художественных произведений о профессиях;
- знакомство с загадками и пословицами о труде;
- виртуальные прогулки и экскурсии;
- семейные конкурсы, рисунки, поделки.
Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр;
Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно – печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал;
Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
Были куплены книги, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей».
Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно –ролевых игр: «Доктор», «Продавец», «Парикмахер», «Повар».
Работа с родителями (помощь родителей в подборе того или иного костюма, рассказ о своей профессии).
Ожидаемый результат:
• будет разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с социально-значимыми профессиями промышленных предприятий, учреждений родного города;
• будет обновлена и дополнена профессионально – ориентированная развивающая предметно-пространственная среда детского сада, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
• у детей будет сформировано осознанное понимание значимости труда в жизни человека и общества, положительное отношения к различным видам трудовой деятельности и позитивного образа рабочих профессий.
Этапы работы
1 этап
• Определить образовательные потребности детей, педагогов, родителей, а также, уровень их компетентности в вопросах профессионально ориентированного воспитания.
• Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу.
• Выстроить систему взаимодействия.
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала о профессиях;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
2 этап
• Разработать и апробировать комплекс мероприятий для детей и родителей в соответствии с планом по вопросам формирования представлений об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда.
• Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий;
• Наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
• Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях). Оформление информационного стенда для родителей по теме «Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда»;
• Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
Месяц Тема Формы и методы работы
Сентябрь - "О профессиях"
Профессия-строитель
1. Конспект занятия «Все профессии важны, все профессии нужны»; Презентация Хорошо на свете что-нибудь уметь!
«Что нам стоит дом построить» (ознакомление с профессией строителя)
Конспект познавательно-речевого занятия
4. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним;
5. Сюжетно-ролевая игра «Стройка».
6. Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
7. расширять представления детей о разнообразных
8. профессиях, их названиях и роде деятельности;
Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными
людям этих профессий, соотносить их;
Воспитывать уважение к труду взрослых
Расширять и уточнять знания детей о строительных профессиях;
Продолжать закреплять знания об орудиях труда каменщика, плотника, маляра;
Развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать;
Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей;
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Октябрь - Профессия пекарь
1. Конспект занятия по познавательному развитию «Профессия- пекарь»;
2. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»
3. Дидактические игры «Собери пиццу»,
4. «Украшаем блинчик»,
5. «Украшаем торт» Дать детям представление о профессии «пекарь», обобщить знания о хлебобулочных изделиях и технологии их приготовления;
Повысить уровень познавательного развития ребёнка;
Закрепить знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны;
Формировать у детей представление о том, как из муки выпекают различные кондитерские изделия; Обогатить словарь за счёт слов: зёрна; колосья; хлеборобы; пшеничная, ржаная мука.
Ноябрь - Профессия "Парикмахер"
О профессиях в детском саду
1. Знакомство с профессией парикмахер».
2. Сюжетно-ролевая игра
3. «Парикмахерская».
4. Игра-рисование
5. «Маленький парикмахер».
Презентация «Вместе живем, растем и открываем мир»
6. Конспект познавательного занятия
7. «Профессии детского сада» 6. Раскрытие смысла деятельности парикмахера;
Воспитание уважения к труду взрослых;
Расширение представлений детей о профессии парикмахера, инструментах, используемых в работе, и значимости этой профессии в жизни людей.
Расширить представления детей о профессиях
сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры, музыкального руководителя и др.).
Декабрь - Профессии в детском саду.
1. Знакомство с профессией – дворник.
2. Наблюдение за работой дворника в зимний период.
3. Младший воспитатель
4. Знакомство с трудовой деятельность младшего воспитателя.
5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
6. Дидактическая игра круги Луллия
7. «Профессии». Вызвать интерес к труду дворника;
Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться добросовестно.
Познакомить детей с профессией младшего воспитателя, профессиональными действиями, предметами – помощника в труде младшего воспитателя;
Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Январь - "Профессия в детском саду"
1. «Медицинская сестра»
2. Занятие по познавательному развитию «Профессия – медицинская сестра»;
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница;
4. Сюжет «На прием к детскому врачу»;
5. Дидактическая игра «Больница»;
6. Дидактическая игра «Собери чемоданчик доктора».
Познакомить детей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением;
Познакомить с профессией медицинской сестры детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника.
Февраль - Профессия в детском саду «Повар»
1. Конспект занятия «Знакомство с профессией повар»;
2. Дидактическая игра «Я повар»;
3. Дидактическая игра «Варим компот и суп»;
4. Дидактическая игра
5. «Бутерброды»;
6. Сюжетно-ролевая игра «Смышленые поварята»;
7. Игра «Разложи по тарелкам».
Знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими труд повара;
Воспитывать уважение к труду повара.
Март - Профессия «Продавец в магазине»
1. Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с профессией продавец».
2. Дидактическая игра «Продуктовый магазин».
3. Настольно-печатная игра «Магазин».
4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
5. Игра «Где что продают?»
Познакомить детей с профессией продавца; обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы продавцу, познакомить с содержанием его трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.
Апрель - Профессия «Пожарный», Профессия «Полицейский»
1. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Профессия пожарный».
2. Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?».
3. Игры по пожарной безопасности.
4. Интерактивная игра по правилам пожарной безопасности «Помоги Незнайке».
5. Беседа «Моя полиция меня бережет».
6. Примерный конспект беседы с сотрудником полиции. Познакомить детей с профессией полицейского.
Формирование у дошкольников интереса к профессии пожарного;
Расширять знания детей о профессии пожарного, показать значимость его труда;
Уточнить знания о машинах специального назначения – пожарной машине;
Развивать у детей представление о пользе и вреде огня.
Рассказать о роли полиции в жизни людей;
Познакомить детей с различными службами полиции;
Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.
Май - «Профессия продавец, кассир, грузчик»
1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин обуви».
2. Составление описательного рассказа об игрушке «В магазине игрушек»
Продолжать знакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром; Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей;
Развивать интерес к деятельности продавца.
Формы работы с родителями:
1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультации.
№ п/п Содержание работы Сроки
1 Анкета для родителей «Дошкольник и профессия»
2 Буклет «Профессия каждая – самая важная!»
3 Консультация «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями»
4 Консультация «Знакомим детей с профессиями»
5 Консультация «Ранняя профессиональная ориентации дошкольников»
6 Консультация «Ребенок в мире профессий»
7 Оформление альбома «Профессии наших родителей».
III Этап. Заключительный
Цель: Проанализировать эффективность взаимодействия с родителями. Проанализировать эффективность проводимой работы с детьми.
Выводы:
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Результат получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей. Дети, стали интересоваться, какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также дошколята стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда.