Оксана Витт
«Золотая хохлома». Сценарий развлечения для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
. Сценарий развлечения для детей старшего возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58»
«Золотая хохлома»
Развлечение для детей старшего возраста
Разработано Витт О. А., музыкальным руководителем высшей квалификационной категории
Пермский край
г. Березники, 2018г.
Темочки:
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Сценарии
- Темочки
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с хохломским народным промыслом.
Задачи:
Образовательные:
• дать детям первоначальные знания об одном из направлений декоративно-прикладного искусства – хохломской росписи;
• продолжать знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративного искусства (колорит, изобразительные приемы и т. д.);
Развивающие :
• развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа; формирование готовности к совместной деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта.
• познавательное развитие – ознакомление с историко-культурным наследием нашей Родины; формирование представлений об особенностях хохломской росписи, свойствах и отношениях художественных объектов (форме, цвете, материале, цветовой композиции); расширение кругозора в процессе рассматривания иллюстраций с изображением изделий народных промыслов.
• художественно-эстетическое развитие – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• физическое развитие – развитие крупной и мелкой моторики рук.
Демонстрационный материал и оборудование:
1. компьютер;
2. проектор;
3. музыкальный центр;
4. презентации «Золотая Хохлома»; «Хохломские мотивы»;
5. аудиодиск с записями русских народных песен и мелодий;
Раздаточный материал:
• пазлы с элементами хохломской росписи;
• ложки для оркестра
• заготовки деревянных ложек;
• кисти беличьи №6, №2;
• палитра;
• салфетки
• краска гуашь;
• баночки с водой.
Муз. репертуар: Частушки
Ансамбль ложкарей «Хохломские ложки»
Игра «Сложи орнамент»
«Возьми ложку»
«Элементы росписи»
«Узнай цвет росписи»
Ход мероприятия:
Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал и выстраиваются полукругом
Ведущий: Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Реб. : Блещут золотом росинки -
Сводит золотом с ума
Гордость вечная России -
Золотая хохлома!
Реб. : Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Реб. : Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Реб. : Красотой своей неравной
Вдохновляет Русь сама;
Птицы, ягоды и травы -
Золотая хохлома!
Частушки
1. Все листочки как листочки
Тут же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
2. Хохлома да хохлома
Разукрашу все дома
А потом всю улицу
Петуха да курицу.
3. Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на березе
И рисует Хохлому.
4. Надою я молока
И налью котёнку
Разрисую Хохломой
Милую бурёнку.
5. Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
6. Ох, Россия, ты, Россия
В каждом доме терема
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.
Дети садятся
Презентация «Золотая хохлома»
Ведущий: Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Деревянную посуду расписывали красками, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Отвозили эту посуду в большое село Хохлома на продажу. Вот откуда пришло к нам это диво.
Посмотрите на изделия, сколько тепла излучают эти красивые узоры. Отличительная черта хохломской росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной иногда зеленой красками на золотистом фоне. - Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет земли. Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы.
По словам мастеров, хохломская посуда не боится ни жары, ни влаги, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Мультфильм о хохломе
Вед. : Наши ложки Хохломские
Самый лучший сувенир,
С позолотой - не простые,
Прогремели на весь мир.
Реб: Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все кому не лень.
Ой жги, говори
Заиграли ложкари,
Ударили ложки,
Как звонкие ладошки.
Ансамбль ложкарей «Хохломские ложки»
Вед. : С ложкой дружно поиграем,
Самый ловкий кто – узнаем.
Игра «Возьми ложку»
Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детей из колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый. Игра продолжается
Ведущий: Про Хохлому существует красивая сказка.
В народе сказывают о чудо-мастере, который давным-давно жил за Волгой в нижегородских лесах. Кто он был и откуда пришел, нам не ведомо. Построил он себе избу на берегу реки Хохломки, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил мужичок себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то раз к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и в миг та, словно «золотая» стала. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести. Подарила Жар-птица мужичку золотое перо и научила расписывать посуду затейливыми узорами.
С тех пор стал мастер делать посуду дивную. Узнал об этом царь, рассердился, топнул ногой: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!». И послал царь солдат, чтобы доставили умельца во дворец. А жар-птица узнала, прилетела к мастеру и рассказала ему обо всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей, сколько ни искали, нигде не нашли. И никто его больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор хохломские умельцы помнят и радуют людей красивыми расписными изделиями.
Вот такая красивая сказка существует.
Игра «Сложи орнамент» (пазлы - кружка, солонка, поднос)
Ведущий: Народная традиция на Руси была,
Роспись по дереву золотом плыла,
Ягодки и веточки, лепестки, цветочек –
Вот и получился хохломской узорчик.
Игра «Элементы росписи»
Перед детьми 3 картины народно-прикладных промыслов и карточки с разными элементами промысла. Предложить детям быстрее всех найти элементы своей картины
Ребята, а вы хотели бы, превратиться в хохломских мастеров?
Дети подходят к рабочим столам, рассаживаются
Ведущий: Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова: «Кисти, кисти помогите, хохлому рисовать начните!
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подсказывает, поощряет.
Ведущий: Пока наши мастера заняты росписью ложек, мы для мам и пап проведём викторину.
Викторина
• В каком веке зародился старинный промысел Хохлома? (В 17в.)
• Где возник этот вид росписи? (Под Нижним Новгородом)
• Что является традиционными элементами Хохломы? (Ягоды рябины, цветы, птицы, звери.)
• Из чего делали посуду для хохломской росписи? (Из дерева липы)
• Какие хорошие качества у такой посуды? (Лёгкая, не бьётся, не ржавеет, в ней долго держится тепло)
• Какие цвета считаются основными? (Красный, чёрный, золотой)
• Почему хохлому называют золотою? (Так как масляная плёнка после прогрева в печи превращалась в золотистый лак)
• Почему про хохлому говорят, что она не боится ни жары, ни стужи? (Потому что хохломские изделия сохраняются под воздействием кипятка и холода.)
Игра «Узнай цвет росписи»
Родителям предлагают рассмотреть по одному наборы цветов и назвать, в какой росписи они используются
Ведущий: Какие молодцы наши мастера! Как красиво разукрасили ложки!
Хохлома, хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Реб. : Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер
А золотая хохлома
Напоминает нам о лете.
Реб. : Ладья: цветущий хвост – корма
Нос петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Реб. : Бочёнок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто-краснолика.
Реб. : В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Ведущий: Людям очень полюбился хохломской узор, им сейчас расписывают не только самовары, доски, ложки, чашки. Внимание, на экран.
Презентация «Хохломские мотивы» (мотивы росписи в современных изделиях___)
Ведущий: Ох! Россия, ты Россия!
Славы не убавилось,
И народным ты искусством
На весь мир прославилась!
Солнце закатилось,
Наше развлечение
Ладно завершилось
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»