Оксана Витт
«Золотая хохлома». Сценарий развлечения для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
. Сценарий развлечения для детей старшего возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58»
«Золотая хохлома»
Развлечение для детей старшего возраста
Разработано Витт О. А., музыкальным руководителем высшей квалификационной категории
Пермский край
г. Березники, 2018г.
Публикация «„Золотая хохлома“, Сценарий развлечения для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с хохломским народным промыслом.
Задачи:
Образовательные:
• дать детям первоначальные знания об одном из направлений декоративно-прикладного искусства – хохломской росписи;
• продолжать знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративного искусства (колорит, изобразительные приемы и т. д.);
Развивающие :
• развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа; формирование готовности к совместной деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта.
• познавательное развитие – ознакомление с историко-культурным наследием нашей Родины; формирование представлений об особенностях хохломской росписи, свойствах и отношениях художественных объектов (форме, цвете, материале, цветовой композиции); расширение кругозора в процессе рассматривания иллюстраций с изображением изделий народных промыслов.
• художественно-эстетическое развитие – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• физическое развитие – развитие крупной и мелкой моторики рук.
Демонстрационный материал и оборудование:
1. компьютер;
2. проектор;
3. музыкальный центр;
4. презентации «Золотая Хохлома»; «Хохломские мотивы»;
5. аудиодиск с записями русских народных песен и мелодий;
Раздаточный материал:
• пазлы с элементами хохломской росписи;
• ложки для оркестра
• заготовки деревянных ложек;
• кисти беличьи №6, №2;
• палитра;
• салфетки
• краска гуашь;
• баночки с водой.
Муз. репертуар: Частушки
Ансамбль ложкарей «Хохломские ложки»
Игра «Сложи орнамент»
«Возьми ложку»
«Элементы росписи»
«Узнай цвет росписи»
Ход мероприятия:
Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал и выстраиваются полукругом
Ведущий: Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Реб. : Блещут золотом росинки -
Сводит золотом с ума
Гордость вечная России -
Золотая хохлома!
Реб. : Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Реб. : Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Реб. : Красотой своей неравной
Вдохновляет Русь сама;
Птицы, ягоды и травы -
Золотая хохлома!
Частушки
1. Все листочки как листочки
Тут же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
2. Хохлома да хохлома
Разукрашу все дома
А потом всю улицу
Петуха да курицу.
3. Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на березе
И рисует Хохлому.
4. Надою я молока
И налью котёнку
Разрисую Хохломой
Милую бурёнку.
5. Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
6. Ох, Россия, ты, Россия
В каждом доме терема
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.
Дети садятся
Презентация «Золотая хохлома»
Ведущий: Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Деревянную посуду расписывали красками, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Отвозили эту посуду в большое село Хохлома на продажу. Вот откуда пришло к нам это диво.
Посмотрите на изделия, сколько тепла излучают эти красивые узоры. Отличительная черта хохломской росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной иногда зеленой красками на золотистом фоне. - Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет земли. Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы.
По словам мастеров, хохломская посуда не боится ни жары, ни влаги, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Мультфильм о хохломе
Вед. : Наши ложки Хохломские
Самый лучший сувенир,
С позолотой - не простые,
Прогремели на весь мир.
Реб: Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все кому не лень.
Ой жги, говори
Заиграли ложкари,
Ударили ложки,
Как звонкие ладошки.
Ансамбль ложкарей «Хохломские ложки»
Вед. : С ложкой дружно поиграем,
Самый ловкий кто – узнаем.
Игра «Возьми ложку»
Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детей из колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый. Игра продолжается
Ведущий: Про Хохлому существует красивая сказка.
В народе сказывают о чудо-мастере, который давным-давно жил за Волгой в нижегородских лесах. Кто он был и откуда пришел, нам не ведомо. Построил он себе избу на берегу реки Хохломки, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил мужичок себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то раз к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и в миг та, словно «золотая» стала. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести. Подарила Жар-птица мужичку золотое перо и научила расписывать посуду затейливыми узорами.
С тех пор стал мастер делать посуду дивную. Узнал об этом царь, рассердился, топнул ногой: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!». И послал царь солдат, чтобы доставили умельца во дворец. А жар-птица узнала, прилетела к мастеру и рассказала ему обо всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей, сколько ни искали, нигде не нашли. И никто его больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор хохломские умельцы помнят и радуют людей красивыми расписными изделиями.
Вот такая красивая сказка существует.
Игра «Сложи орнамент» (пазлы - кружка, солонка, поднос)
Ведущий: Народная традиция на Руси была,
Роспись по дереву золотом плыла,
Ягодки и веточки, лепестки, цветочек –
Вот и получился хохломской узорчик.
Игра «Элементы росписи»
Перед детьми 3 картины народно-прикладных промыслов и карточки с разными элементами промысла. Предложить детям быстрее всех найти элементы своей картины
Ребята, а вы хотели бы, превратиться в хохломских мастеров?
Дети подходят к рабочим столам, рассаживаются
Ведущий: Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова: «Кисти, кисти помогите, хохлому рисовать начните!
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подсказывает, поощряет.
Ведущий: Пока наши мастера заняты росписью ложек, мы для мам и пап проведём викторину.
Викторина
• В каком веке зародился старинный промысел Хохлома? (В 17в.)
• Где возник этот вид росписи? (Под Нижним Новгородом)
• Что является традиционными элементами Хохломы? (Ягоды рябины, цветы, птицы, звери.)
• Из чего делали посуду для хохломской росписи? (Из дерева липы)
• Какие хорошие качества у такой посуды? (Лёгкая, не бьётся, не ржавеет, в ней долго держится тепло)
• Какие цвета считаются основными? (Красный, чёрный, золотой)
• Почему хохлому называют золотою? (Так как масляная плёнка после прогрева в печи превращалась в золотистый лак)
• Почему про хохлому говорят, что она не боится ни жары, ни стужи? (Потому что хохломские изделия сохраняются под воздействием кипятка и холода.)
Игра «Узнай цвет росписи»
Родителям предлагают рассмотреть по одному наборы цветов и назвать, в какой росписи они используются
Ведущий: Какие молодцы наши мастера! Как красиво разукрасили ложки!
Хохлома, хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Реб. : Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер
А золотая хохлома
Напоминает нам о лете.
Реб. : Ладья: цветущий хвост – корма
Нос петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Реб. : Бочёнок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто-краснолика.
Реб. : В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Ведущий: Людям очень полюбился хохломской узор, им сейчас расписывают не только самовары, доски, ложки, чашки. Внимание, на экран.
Презентация «Хохломские мотивы» (мотивы росписи в современных изделиях___)
Ведущий: Ох! Россия, ты Россия!
Славы не убавилось,
И народным ты искусством
На весь мир прославилась!
Солнце закатилось,
Наше развлечение
Ладно завершилось
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»