Наталья Ярцева
Занятие по рисованию «Хохломская роспись кувшинчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роспись кувшинчиков хохломской росписью»
Образовательные задачи:
- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.
- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, завиток, цветок, листья).
- совершенствовать умение рисовать концом кисти.
Развивающие задачи:
- упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, листья, цветок, завиток сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
- способствовать воспитанию патриотических чувств.
Материалы: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; глиняные кувшинчики, кисти, баночки с водой, салфетки, краски акриловые на каждого ребенка.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю сегодня выяснить откуда взялось слово - "гончар"? Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В давние времена мастеров, работающих с глиной, называли "горнчарами", но со временем звук "р" потерялся и получилось слово "гончар".
Кроме посуды (иллюстрация) гончары делают и забавные изделия. Это различные игрушки (иллюстрация, украшения (иллюстрация).
Но, конечно, самым главным изделием гончара является посуда (иллюстрация) : чаши, блюда, чайники, кружки, крынки, тарелки, кувшинчики. Плоские блюда, чаши гончару лепить легко. А вот для изготовления кувшинов, ваз, крынок гончары используют гончарный круг (иллюстрация). В древние времена гончар одной рукой вращал круг, а другой лепил, затем он придумал гончарный круг с педалью, а сейчас есть электрические гончарные круги.
Чтобы получился вот такой чудесный кувшинчик, гончар вначале брал кусок глины, затем его хорошо мял в руках и бросал с силой на середину гончарного круга. Для чего же он это делал? Для того, чтобы из глины вышел ненужный воздух. А как вы думаете, есть в глине воздух?
Ответы детей.
- Правильно. В результате долгой и кропотливой работы гончара появлялся кувшинчик. Ребята обратите внимание какой красивый глиняный кувшинчик, а какой он красочный и яркий. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в страну, где расписывают вот такие кувшины.
Чтение стихотворения про хохлому :
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
- Беседа с детьми о истории возникновения хохломской росписи.
-Ребята, знаете ли вы, как появилась хохломская роспись? (ответы детей)
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. В том глухом лесном краю исторически сложились благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто договорившись, поделили между собой весь процесс изготовления. Жители, деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
- Рассматривание предметов хохломской росписи.
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, цветочки, листочки и трилистники, ягодки).
Ребята мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
У каждого из вас есть кувшинчик, я предлагаю вам расписать его своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество!
Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - рисуем листочки; после – завитки; и – цветочки.
- Роспись детьми кувшинчиков.
Ребята, закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет, помогает.
- Подведение итогов:
Ребята, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы - кувшинчики. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее необычные.