Екатерина Макарова
Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с творчеством Ф. И. Тютчева; научить читать наизусть стихотворение.
Задачи:
• Закреплять умение формулировать ответы на вопросы педагога;
• Развивать диалогическую форму речи;
• Формировать эмоционально-положительный настрой на музыкальные произведения и произведения литературы и живописи.
Предварительная работа: беседа, наблюдение, чтение художественной литературы
Методы и приемы: наглядная, вопросы к детям словесная, использование художественной литературы.
Публикация «Знакомство со стихотворением Ф, И, Тютчева „Есть в осени первоначальной“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Материалы и оборудование: запись пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; иллюстрации осенней природы.
Ход НОД
1. Вводная часть. Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла Времена года».
2. Основная часть. – О чем рассказала нам эта музыка? (Ответы детей.) Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку? У композитора – звуки, у художника – краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает необыкновенное время года – осень. Ф. И. Тютчев посвятил прекрасные стихи об осени :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
– О чём это стихотворение? (Ответы детей).
- Что свидетельствует о приближении осени в стихотворении, по мнению Ф. И. Тютчева? (Ответы детей). Ребята, о ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Однако автор отмечает, что «далеко еще до первых снежных бурь».
– Позднюю или раннюю осень описывает поэт (Ответы детей).
- Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? (Ответы детей.) Праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается в стихотворении «Есть в осени первоначальной…
Осень – это «дивная пора», по словам Тютчева. Действительно, роскошная, разноцветная, богатая на дары. Именно эту осень Ф. Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».
- Ребята, осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Как называется эта удивительная пора? (Ответы детей). Правильно эта удивительная пора в народе именуется «бабьим летом» – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. Но мы знаем осень и другую, которая славится моросящими дождями, грязью, пасмурными днями, промозглым холодным ветром и оголенными деревьями, которые сбрасывают свои листья. И вызывают у человека чувство печали, скуки. Именно эту осень А. Пушкин назвал «унылой порой».
- Как вы понимаете строчку «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…»? (Ответы детей). Ребята именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени. Часто стихи сопровождаются иллюстрациями.
Педагог демонстрирует картины с изображением поздней и ранней осени.
3. Заключительная часть.
– Посмотрите на картины с изображением осени. Какую из них вы выбираете для иллюстрации произведения Ф. И. Тютчева?