Ольга Владимировна Шустина
Краткосрочная программа «Знакомство с этнотрадициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Просьба при использовании концептуальной основы или положенией краткосрочной программы «Знакомство с этнотрадициями» делать ссылку на автора проекта программы Шустину О. В.
Пояснительная записка
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Знакомство с этнотрадициями» краткосрочная и рассчитана для занятий в группах переменного состава.
Публикация «Краткосрочная программа „Знакомство с этнотрадициями“» размещена в разделах
Занятия рекомендованы для учащихся 7 – 17 лет. Обучение длится 10 часов в год и включает: 6 часов теоретических занятий, 3 часа прикладных занятий, 1 час игровой рефлексии.
Данный интерактивный краткосрочный вводный курс необходим для знакомства подрастающего поколения с народным художественным наследием региона и России с целью патриотического воспитания и понимания детьми важности сохранения традиций, культурного наследия народа и родного языка как национального достояния.
Актуальность
В настоящее время активной миграционной динамики предельно важно сохранение чистоты народно-художественного регионального наследия, как базовой основы национальной культуры.
Для вновь прибывшего иностранного населения также важно знакомство с местной региональной культурой и традициями для культурной и социальной адаптации, как гаранта гражданской стабильности и взаимопонимания.
Новизна:Краткость, ёмкость, и мобильность курса, с ориентиром на эмоциональное восприятие, направленного на большой охват учащихся различных возрастов города и области, а также заинтересованных лиц.
Особенности программы
•Материал подается в форме лекции и элементов диалога.
•Прикладная практическая часть по знакомству с основами прикладного мастерства может быть различной и выбирается педагогом в зависимости от его прикладной специализации и уровня подготовки (лепка, кукла, вышивка, бисероплетение и т. д., но обязательно должна быть ориентирована на состояние успеха.
•По окончании обучения слушатели получают свидетельство о прохождении курса обучения.
•Программа имеет концептуальную основу и дает возможность педагогам в различных географических точках самостоятельно выработать авторские технологии на своем местном краеведческо - этнографическом материале.
Цель:патриотическое воспитание и становление гражданской позиции, социализация подрастающего поколения; знакомство с основами прикладного мастерства; способствование разностороннему развитию учащихся, пополнению их понятийного и словарного запаса на основе знакомства с народным художественным наследием.
Задачи:развивающие,образовательные,здоровьесберегающие.
Результат обучения по программе
Рекомендации практикующим педагогам от автора
•Педагог имеет возможность, используя концептуальную основу, свободно использовать или варьировать материал, ориентируясь на уровень восприятия конкретной аудитории.
• Применяемые формы обучения: лекция, экскурсия, беседа, диалог, фронтальный опрос, прикладная работа в творческой мастерской, мини-выставка.
•Содержание тем корректируется педагогом в зависимости от возраста, уровня подготовки и восприятия слушателей.
•Вначале детям ставится задача на внимание и понимание материала, затем объясняется, что после внимательного прослушивания, плодотворной работы, они тоже могут стать хранителями традиций своего народа, что уже самостоятельно могут рассказать родителям, друзьям, гостям города о культуре своего народа.
•Доброжелательная встреча, погружение в комфортную среду педагогического общения, естественную эмоциональность, подключение всех видов восприятия: тактильно-осязательное, обонятельное, фоновое и визуальное, вплоть до вкусовых ощущений.
•Фронтальный опрос, индивидуальные игровые маршруты на закрепление материала и поощрение внимательных и заинтересованных учащихся небольшими сувенирами или сладостями – обязательно (это в народных традициях).
•Автор предлагает по окончанию занятия или цикла занятий проводить фронтальную беседу с детьми. Если учащиеся ответили хотя бы на пять вопросов, значит, они хорошо освоили материал - «на пять», а если отвечают на большее количество вопросов, то получают «пять с плюсом». (Дети получают устные оценки от педагога).
•Перед прикладной частью проводится беглый опрос об услышанном ранее на занятиях. Педагог может сослаться на забывчивость и попросить детей напомнить, о чём им говорил. Как правило, дети с удовольствием вспоминают, что запомнили. Педагог даёт наводящие вопросы, и полученный материал ещё раз закрепляется совместными усилиями.
•По окончании курса обучения учащимся и педагогу выдается свидетельство о прослушивании курса «Знакомство с этнотрадициями».
По окончании курса обучения учащиеся должны:
• уметь:
- услышать и решить поставленную педагогом задачу,
- изготовить по образцу с помощью педагога художественно-прикладное изделие.
• знать:
- что такое «культура общения в мастерской», основы техники безопасности при работе с материалом и инструментами,
- что такое народное художественное творчество,
- региональные народные художественные традиции Рязанской области и России.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема № 1. Народные традиции и культура. Глиняные игрушки России, Рязанской области и современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег».
•Введение. Знакомство с группой. Ознакомление с содержанием курса обучения, правила поведения на занятии и культура общения. Техника безопасности на занятиях.
Что такое народная культура и почему надо беречь народные художественные традиции и культуру.
•Русский поклон «от красного солнца до черной земли». Два основных цвета в рязанском текстиле - красный и чёрный. (Рассмотреть на основе полотенца, народных костюмов Рязанской губернии). Перечень вопросов по теме.
Тема №2. Мудрость русского языка. Четыре основные темы народного прикладного творчества («Баба», «Птица», «Кони», «Древо жизни»).
Понятие «этимология». Знакомство с наукой о происхождении корня русских слов.
Почему надо беречь русское слово. Мудрость слов родного языка.
Четыре основные темы в прикладном творчестве народа: / Баба (женщина) – хранительница домашнего очага, понятие «баба с житием»; птицы-спутницы Богов; конь – «начало начал»; древо жизни (Навь, Явь, Правь - миры славянской ментальности)/.
Тема № 3. Народное прикладное искусство. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (боковой петушок или баба с гормошкой).
Прикладное искусство – один из пяти видов изобразительного искусства.
Способы лепки глиняной игрушки «от жгута», «от конуса». Графика. Объясняем, что любимый сказочный герой-защитник Петушок. Петух - тотем русского народа; в славянской мифологии - птица Бога Световита (СВЕТА и ЖИЗНИ).
Приёмы лепки в традициях игрушек «Рязанского оберега» бокового петушка и бабы с гармошкой. Бабы с гармошкой (бабы-веселушки) выполняются в традициях сапожковской игрушки Рязанской области (мастер-игрушечник Тимофей Андреевич Кондрашов).
Надпись-графика в форме «черты» и «резы» (начерчено, нарезано). Значение надписи на игрушках-бабах «За добрым мужем жена – барыня, за доброй женой муж – молодец».
Тема № 4. Современные народные промыслы Рязанской области. Полотенце и народный костюм в жизни наших предков.
-Скопинская керамика - русская керамика. /Два керамических промысла России, их отличительные черты: г. Скопин и г. Гжель (Московская область)/,
•Михайловское кружево (г. Михайлов) - единственное в мире цветное кружево,
•Шиловская лоза - плетение предметов быта из лозы,
•Кадомский вениз - игольчатое кружево,
•«Рязанский оберег» - современная городская глиняная игрушка.
Беседа о традициях русского полотенца и его роль в жизни народа, о значении цвета и символики рисунка или орнамента (полотенце повивальное, увивальное, Божник, рукотер, рукобитное, свадебное, погребальное). Основные детали женского народного костюма, назначение, символика костюма.
Тема № 5. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (солнышко).
Последовательность и приемы лепки и способы нанесения графики солнышка «Рязанского оберега». Знакомство с образцами Музея Солнца (Центр "Рязанский оберег")
Тема №6. Русская игрушка: деревянная, шумовая, лепная, тряпичная.
Русские люди были большие выдумщики разнообразных игрушек:
тряпичные куклы на все случаи жизни,
• Деревянные: Богородская (Московская область) – деревянная механическая игрушка, бережно сохраненная до сегодняшних дней; матрешка Семеновская.
• шумовые игрушки: шаркуны, трещотки, свистульки, громатушки, улютки, сопелки, гуделки.
Тема №7. Фольклор - народная мудрость. Семья и древо жизни. Семья и воспитание детей на основе народных традиций.
Понятие «фольклор».
Русское слово «семья» означает «СЕМЬ-Я». В семье поклонялись и безоговорочно слушались стариков, родителей, старших. ( Отношения: родственников в семье; к очагу; к столу; к хлебу; к воде, к каше, к гигиене, к работе и отдыху).
Происхождение родственных слов: родители – родник – родинка – Родина от слова «РОД».
Взаимосвязь слов: наш Род; родня; народ; древо жизни - семья.
Тема №8. Расписываем современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег».
Расписываем солнышко или бабу. Прикладная практическая работа, направленная на закрепление пройденного материала. Знакомство с росписью в традициях современной городской глиняной игрушки «Рязанский оберег».
Тема №9. Рязанский Кремль. Туристические маршруты Рязанской области. Герои земли Рязанской.
Рязанский Кремль – выдающееся архитектурное сооружение, обнесенное валом, сохранившимся до сегодняшних дней. Он омывался с одной стороны рекой Трубеж, а с другой рекой Лыбедь. Успенский собор создал великий архитектор Бухвостов.
Константиново – Родина великого русского поэте С. А. Есенина,Глебово Городище (Битва на реке Вожа).
Святые земли Рязанской: Борис и Глеб, Василий Рязанский, Петр и Февронья (д. Ласково Рязанского района Рязанской области, Любушка Рязанская.
Герои из легенд земли Рязанской: Авдотья Рязаночка, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской, Олег Рязанский (герб Рязани и области).
Тема №10 Итоговое занятие. Закрепление материала.
Итоговое слово педагога:
Мы с вами - хозяева своей земли и культуры и наша задача сохранить традиции нашего народа!
Человек без знания своего языка, культуры и народных традиций, не может называться сыном своего народа.
У живого дерева должны быть здоровые корни. Здоровые корни – живая память людей.
Народ без своего языка, своей культуры и традиций не имеет будущего.