Казакова Марина
Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Знакомство с шахматами»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 38 "Лесные голоса"
Конспект
по обучению игре в шахматы
для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе
на тему «Знакомство с шахматами»
Составила:
воспитатель
Казакова М. С.
г. Нефтекамск – 2023 г.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Публикация «Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе „Знакомство с шахматами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие».
Цель: знакомство с новыми словами, формирование интереса к шахматной иг-ре.
Программные и образовательные задачи.
- познакомить детей с азами игры в шахматы;
- формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность;
- способствовать проявлению интереса к мудрой и полезной для общего раз-вития игре через игровые и сюрпризные моменты.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, мел-кую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Воспитательные задачи:
- воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, уверенности;
- воспитание доброжелательного общения со сверстниками.
Оборудование и дидактическое оснащение урока:
• Демонстрационная доска;
• Наборы шахматных фигур;
• Комплекты учебников И. Г. Сухина «Шахматы» 1 часть 1 год обучения;
• Дидактические игры
Словарь: шахматы, горизонтальная линия, вертикальная линия, диагональная линия, король, ладья, ферзь, слон, конь, пешка.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день ребята. Меня зовут Марина Сергеевна и сегодня мы с вами познакомимся со спортивной игрой, в которую можно играть в вашей группе. Какие виды спорта вы знаете?
Ответы детей…
Восп-ль Молодцы! Хорошо, а вы знаете, что есть еще интеллектуальные виды спорта, это спорт в котором выигрывают самые умные.
Как и в любом спорте сегодня мы с вами тоже сделаем разминку.
Спорт ребятам очень нужен!
Мы со спортом очень дружим!
Спорт-здоровье, спорт –игра!
Скажем мы – физкульт-ура!
Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну, а шесть – на место сесть.
Восп-ль: Шахматы очень древняя игра и в нее люди играют до сих пор.
В каждой игре есть правила и шахматы не исключение. И самое главное это не-сколько правил, о которых мы должны знать и соблюдать их:
• Играть надо молча;
• Игру начинают белые
• Ходы делают поочередно, и только 1 фигурой
• Фигуру ставят точно посередине
• После окончания партии, проигравший, пожимает руку в знак примирения
• В начале партии партнеры тоже пожимают друг другу руки
• Главный принцип: тронул - ходи.
• Ход сделал – руку убрал.
Восп-ль: Вам хотелось бы научиться играть?
Ответы детей…
Воспитатель: Тогда начнем. сегодня мы уже познакомимся с вами с шахмат-ной доской и фигурами.
Восп-ль обрашает внимание детей демонстрационный на экран.
Слайд 2. Посмотрите ребята перед вами доска с черно белыми клетками… Она состоит из 23 белых и 23 черных клеток. Квадрат 8на 8 клеток. И первая клетка всегда белая.
А теперь познакомимся с линиями :
Слайд 3 Это линия называется вертикаль. На доске на вертикальной линии расположены цифры.
Проведите пальчиком в воздухе с низу вверх, сверху вниз. Повторим слово вер-тикальная линия. Вертикаль.
Слайд 4…. Это линия называется горизонталь. На доске расположены англий-ские буквы. Проведите пальчиком с лева направо, справа на лево. Скажите гори-зонтальная линия. Горизонталь.
Слайд 5 Это линия называется диагональ. Проведите в воздухе пальчиком снизу левой стороны доски до правого верхнего края доски. На доске она распо-ложена вот так.
А теперь поиграем и закрепим.
Слайд 6 – 7
Молодцы ребята хорошо запомнили. А теперь мы с вами познакомимся с фигу-рами, которые нужны в шахматной игре.
Слайд 8
Слайд 9 Пешка. На шахматном поле их 8. 8 черных и 8 белых фигур.
Слайд 10 Конь. На шахматном поле их 4. 2 черных коня и 2 белых.
Слайд 11…Слон. На шахматном поле их тоже только 4. 2 черных и 2 белых слона.
Слайд 12. Ладья. На шахматном поле их тоже только 4. 2 черных и 2 белых ладьи.
Слайд 13. Ферзь. На шахматном поле их только 2. 1 черный и 1 белый ферзь
Слайд 14. Король. Самая важная фигура. Этих фигур только 2. 1 белый и 1 чер-ный король.
игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахмат-ную фигуру и достают её из мешочка).
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
И на стулья посмеши. (садятся на стулья
Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шах-матных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сто-рону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до са-мой маленькой фигуры)
Слайд 15. У каждой фигуры есть свой домик. Его пишут буквой по горизонта-ли и цифрой по вертикали. А2. Это фигура белая пешка.
Слад 16. Это выглядит вот так.
Слайд 17 А вот так занимают свои домики все фигуры игры.
Слайд 18 Шахматы это игра 2 армий : черная и белая.
По 16 фигур В каждой армии есть свое войско. 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 сло-на, 1 ферзь, 1 король.
Воспитатель: А, чтобы поближе познакомиться с шахматными фигурами, мы с вами поиграем.
Слайд 19 – 20.
Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в пер-воначальное положение).
Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шах-матных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сто-рону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до са-мой маленькой фигуры)
Игра «Белые и черные». (Воспитатель в беспорядке ставит на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляет в сторону одну из фигур, называя её название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, про-должая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
Игра "Что изменилось». (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противопо-ложного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие из-менения).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур :
Я буду показывать фигуру а вы хором называйте ее.
Игра «Закреплялка» - в конце
-- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
- Какая шахматная дорожка тянется сверху вниз? (Вертикаль)
- Покажите руками вертикаль.
- Покажите руками горизонталь.
Покажите руками диагональ
Итог занятия : Мы сегодня с вами познакомились с шахматной доской и фигу-рами. На следующем занятии мы узнаем, как ходят пешки. До новой встречи, ре-бята.
в завершении нашего занятия я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ёжик-шахматист». (если позволяет время) (5 минут)
Литература
1. И. Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г. ;
2. И. Г. Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн пол-ны» Часть 1, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2017г. ;
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Су-хин. — Ростов н/ Д: Феникс, 2004;
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М. : Аст-рель; АСТ, 2000;