СВЕТЛАНА НОВОКРЕЩЕНОВА
Конспект занятия «Знакомство с русской печкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность познание,художественно –эстетическая деятельность в подготовительной группе детского сада
«Русская печка — всему дому кормилица»
Ход занятия : 1 слайд.
Воспитатель:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь) (макет печи)
Ребята как вы считаете, для чего нужна печка?
2 слайд.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской печкой“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища, для сушки одежды и обуви…
Воспитатель: Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. Слайд 3
Одно слово - Матушка! «Без печи и изба не изба!»,
«Мала печенька, да тёпленькая» - говорилось в народе.
С печью связана вся жизнь и весь быт русского народа.
Слайд 4
Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.
Печка не только согревала помещение, но и была источником света.
Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.
Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. 5 слайд
Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
6 слайд
Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие?
Причина ее долговечности – в универсальности.
В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.
Русская печка – деревенская кормилица
Воспитатель: 7 слайд
Дети, отгадайте загадки.
(Макет печи)
Чего из избы не вытащишь?
(печь)
Зимой нет, теплей, а летом нет холодней. (печь)
Воспитатель:
Ребята почему в избе было светло и тепло?
Дети: (от того что в печи горели дрова).
В: Да, ребята правильно, а куда же дрова закладывали?
Дети: (Ответы детей).
В: Ребята, дрова закладывали в специальное место в печи, называется устье. (показ макет).
Чтобы печь лучше топилась, брали березовые дрова, они давали больше тепла. (показ дров)
А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонкой.
В: Без чего печь не затопить?
Дети : (без дров)
Физкультминутка: (слайд 8)
Пилим, пилим, пилим, пилим, ( имитируют движения: «пилят бревно»)
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»).
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)
Восп: Ребята посмотрите, что у меня в руке?
Дети: кочерга. (натуральная)
В: Ребята, как вы думаете, для чего нужна кочерга?
Дети: чтобы в топке угольки мешать.
В: Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке, дрова ворошили кочергой.
А в чем варили еду, кашу, суп
Дети: в горшке или в чугуне. (обр)
Чугун ставили в печь, а чтобы не обжечься, брали в руки ухват. (обр)
В: Ребята а вы знаете где хранили кухонную посуду,что еще в устье ставили?
Дети: (кастрюли, чугун,
В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего использовала это место хозяйка?
Подпечье используют для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и даже зимой в мороз кур под печкой держали ухват,кочергу
Слайд 9.
Еда, приготовленная в русской печи, отличается особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что есть в печи – на стол мечи».
Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»
(Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)
Воспитатель: Каша из манки…
Дети: манная.
Воспитатель: из гречки…
Дети: гречневая.
Воспитатель: из риса…
Дети: рисовая.
Воспитатель: из перловки…
Дети: перловая.
Слайд 10.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы поставили варить кашу в чугунке. Какая у нас получится каша?
Дети: Вкусная, ароматная, наваристая.
В: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги, калачи.
Слайд 11
Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»
Воспитатель: Пирог с капустой…
Дети: капустный пирог.
Воспитатель: пирог с яблоками…
Дети: яблочный пирог.
Воспитатель: пирог с грибами…
Дети: грибной пирог.
Воспитатель: пирог с ягодами…
Дети: ягодный пирог.
Слайд 12
Но не только пироги пекли в русской печи., еще и баранки,калачи
В: Ребята а вы желаете испечь в нашей печи калачи.
Дети: Да…
Пальчиковая игра:
Мы спросили нашу печь
Что сегодня нам испечь
Печку мы спросили
Тесто замесили
Раскатали не устали
Слайд 13
Воспитатель: Из чего готовят калачи?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Давайте и мы с вами возьмем готовое тесто для калачей.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Какие продукты нам нужны чтоб сделать тесто?
Дети: Мука, соль, сахар, молоко, дрожжи.
Воспитатель: тесто у нас готовое.
- Ну что ж, вы все молодцы.
Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.
Сложили на поднос.
В: Что дальше делать?
Слайд 14
Дети: Испечь в печке!
В:, понесём в печку.
Давайте вспомним потешку про бараночки?
Расскажите ее, наши бараночки будут румяные, вкусные.
Дети:
Ай, качи, качи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетали тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-аночки!
Воспитатель: А вы хотите попробовать калачи (достаются из печи калачи заранее испеченные и теплые).
Дети: Да.
Воспитатель:
Мы гордимся стариною!
Стала нам она родною.
Всем спасибо за внимание,
Говорим Вам: «До свидания!»