Валентина Хуртова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»
«Знакомство с русским народным
фольлором».
Воспитатель:
Хуртова В. Б.
МБДОУ д/с № 18
г. Касимов
Тема: «Знакомство с русским народным фольлором».
Цель: обобщить представления детей о фольклоре.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русским народным фольклором“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа
Словарная работа: Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры.
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: знакомство с жанрами и видами русского народного
творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: маршрутная карта, письмо, снежинки картинки со сказочными персонажами, проектор.
Ход
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?
( Ответы детей: знаменита самоварами, пряниками, оружием, промыслами, народными игрушками.)
Воспитатель: А чем еще знаменита Россия, Вы узнаете, отгадав загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор?
(Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь.)
Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Основная часть:
Воспитатель:
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни - шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо).
Воспитатель: Дети, нам письмо принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем и узнаем, от кого оно.
(Воспитатель открывает письмо, достаёт маршрутную карту).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата! Знаю, что вы очень любите сказки и хотите попасть в гости к моей сестрице Сказке. Выполните мои задания, и я проведу Вас к ней в гости. А чтоб вы не сбились с пути, Посылаю вам маршрутную карту. (слайд 1) Желаю вам удачи! В добрый час и до встречи! Ваша бабушка Загадушка.
Воспитатель: Мы сегодня попутешествуем и лучше познакомимся с нашим фольклором. Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки. Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашего путешествия!
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд! Куда указывает первая стрелочка (слайд2)
Дети: Стрелочка указывает, на квадрат со смайликом. Это значит, что нас ждет что-то веселое, забавное.
Воспитатель читает задание: Скажите, что такое потешки и прибаутки? Расскажите их.
Потешки:
И та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Стали кошку хоронить,
Во все колоколы звонить.
Ти-ли-ль дон,
Ти-ли-ль дон,
Загорелся козий дом,
Коза выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Побежала к дубу,
Прикусила губу,
Прибежала к городу,
Опалила бороду.
Еду - еду к бабе, к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дороженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг. в ямку
Бух!
Прибаутки:
-Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг!
- Починить можно?
- Да иглы нет!
А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое потешка? (Потешка песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.) А что такое прибаутка?
(Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу.)
Воспитатель: Ребята, Вы выполнили задание. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка (слайд3)
Дети: Квадрат, в котором нарисована снежинка. Отправляемся в путь!
Воспитатель: Как много снежинок! Целый сугроб! Давайте их соберём! Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Вот послушайте русские пословицы.
• Много будешь знать - (скоро состаришься).
• Что на уме (то и на языке).
• Хорошо в гостях, (а дома лучше).
• Старый друг - (лучше новых двух).
Без труда не (вынешь рыбку из пруда).
• Любишь кататься - (люби и саночки возить).
• Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь)
.
Воспитатель: Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете? Молодцы! Продолжаем путь дальше.
Физминутка:
В темном лесе есть избушка (руки домиком над головой)
Стоит задом наперед (повороты кругом).
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет (опускают руки вниз).
Нос крючком (показывают на нос,
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят (покачивают головой!
Ух, сердитая какая (грозят пальчиком,
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх!
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд4)
Дети: Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? Ничего не
написано. Может быть, бабушка Загадушка хочет, чтобы мы подразнили друг друга?
(Дети показывают друг другу языки.)
Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:
Ваня, Ваня - простота, купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед и поехал в огород!
А Вы знаете?
Вова, Вова - карапуз!
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это - кошечка твоя.
Антошка - картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Борис - барбарис,
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
.
Воспитатель: Я знаю скороговорку:
От топота копыт пыль по полю летит.
Разомнем наши язычки!
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки? А какие Вы знаете скороговорки?
Проговорите их.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.
• У Елки иголки колки.
• Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку - цап!
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками! Пришло время поиграть. Люди в старину любили играть в игру «Золотые ворота». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящих. Кто знает считалку?
Аты-баты
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Народная игра «Золотые ворота»
Ход игры:
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами, произнося слова:
Золотые ворота -
Проходите господа!
Первой мать пройдет -
Всех детей проведет!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!
Воспитатель: А какие еще народные игры Вы знаете?
Дети: Народную игру «Маланья».
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает "рожки" и т. д).
Дети повторяют ее движения.
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание - загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки:
Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка - Царевна (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Уплетая калачи
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят : Кончил дело - гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси - лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси - лебеди».
2. Подвижная русская народная игра «Огородник».
Цель: приобщать детей к народной культуре,
развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).
активизировать словарный запас детей
уточнить значение слова «мелки».
Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Используемая литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.