Ольга Поленчук
Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством в младшей группе
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду.
Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную
среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно,
сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть
Публикация «Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством в младшей группе» размещена в разделах
систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского
сада.
«Детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду М. А.
Васильевой. Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-
прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей 2 младшей группы :
- готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей
действительности.
Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет,
звук, форма, движение, жесты, подводить к различию разных видов искусства через
художественный образ.
Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства.
Изобразительная деятельность: развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках
(дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик
на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов).
Рисование: приобщать детей к декоративной деятельности : учить украшать дымковскими узорами
силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.
К концу учебного года дети уже могут: проявлять
эмоциональную отзывчивость при восприятии
иллюстраций, произведений народного декоративно-
прикладного искусства, знать названия народных игрушек
(матрешка, дымковская игрушка).
В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки,
клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают
пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а
затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол,
разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет
освоение точек-горошин кистями, далее учим делать
клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных
линий и заполнять их мазками-точками.
В работе с детьми широко использую такие формы, как:
– экскурсии в изостудию и на выставки: хохлома ( экспонаты: хохломская посуда,
репродукции, музей кукол (коллекция кукол от оберега до барби, матрешка, дымково и др. ;
– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;
– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек.
Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства
побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и
мысли в собственных изделиях;
– продуктивная деятельность (после рассказа и показа,
воспитатель предоставляет детям возможность заняться
продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки,
ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо
промысла).
В свободной деятельности использовались серии альбомов для
детского художественного творчества «Наш вернисаж»
(«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы»,
«Писанки»).
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны
народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская,
каргопольская, народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок,
матрешка, с которыми дети легко могут действовать, а также
народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные
игры и т. д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки, целями деятельности которого
являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская,
филимоновская, матрешка, развитие художественного вкуса, предоставление условий для
самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр.
Изготовлены дидактические игры по ознакомлению с дымковской игрушкой: «Сложи узор»
( цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки
(элементы узора, цветовая гамма, развивать умение складывать узор из отдельных элементов по
образцу); «Найди дымковскую игрушку» ( цель: расширять знания о характерных особенностях
дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма, развивать умение отличать дымковскую
игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи
народной игрушки).
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая
включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного
материала. Во 2 младшей группе вниманию родителей в течение учебного года были представлены
консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни
дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература,
фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, совместная
выставка «Красота дымки» в мини-музее группы; совместное посещение выставок в изостудии.
Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную искусствоведческую литературу,
справочники. В группе подобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии,
изделия и т. д.