Екатерина Самуйлова
Конспект интегрированной НОД по рисованию «Знакомство с миром природы в работах Г. И. Чорос-Гуркина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение детский сад «Искорка»
«Знакомство с миром природы в работах Г. И. Чорос – Гуркина»
Средняя группа
Воспитатель : Самуйлова Е. И.
2020г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
«Знакомство с миром природы в работах Г. И. Чорос – Гуркина»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по рисованию „Знакомство с миром природы в работах Г, И, Чорос-Гуркина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: обучение умению рисовать пейзаж родной природы Алтая.
Задачи:
Обучающие
- дать представления об условиях, в которых работает художник;
- формировать умение рисовать пейзаж,
- формировать интерес детей к творчеству Г. И. Чорос – Гуркина;
- рисовать детали пейзажа, используя нетрадиционные техники рисования.
Развивающие
- развивать наблюдательность, творчество, чувство композиции;
- развивать мелкие мышцы пальцев рук;
- развивать умение подбирать краски ;
- активизировать употребление в своей речи слов: картина, пейзаж, природа, художник.
Воспитывающие
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной природе, родному краю;
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Предварительная работа : наблюдение за природой, чтение стихов о природе Горного Алтая, рассматривание репродукций художника.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, репродукции художника, аудиозапись. На каждого ребенка: листы белой плотной бумаги, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, небольшой комок смятой бумаги,музыка
Структура занятия.
Методы и приемы. Мотивация,Создание проблемной ситуации,
Вопросы,Дид/игра «Что лишнее»,Чтение стихотворения,Сообщение о художнике,Рассматривание репродукций художника,Индивидуальное рассказывание,
Пояснение,Физминутка,Работа с мнемотаблицей,последовательность изображения пейзажа. Пальчиковая гимнастика,музыкальная композиция,похвала,рефлексия
1. Вводная часть.
В группу ребятам приходит письмо. Показываю письмо -сюрприз, сопровождая чтением:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите,письмецо.
Может,это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может,это воробьишко,
Пролетая,обронил?
Может,кот письмо,как мышку,
На окошко заманил?
-Ребята,вам хочется узнать,что находится внутри (достаю из конверта изображение пейзажа алтайскиз гор,разрезанное на 10-12 частей) Вам нужно постараться и собрать целое (дети,справившись с заданием, узнают природу Алтая)
-Ребята, сегодня недаром к нам пришло письмо. О чем вы узнали из его содержания? (пейзаж, говорит о нашей малой родине — Алтае)
- Много красивых мест у нас, и много замечательных людей, живущих на этой земле. Предлагаю нам тоже нарисовать нашу прекрасную природу,но сначала узнаем кто же рисует такие замечательные картины.
Предлагаю отгадать загадку «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»Да,сегодня мы с вами станем художниками,
- Кто знает, как называется помещение, в котором работает художник?
- Какие предметы нужны для работы художнику?
- Скажите, что здесь лишнее, и не нужно художнику?
(Человеку, какой профессии нужно)
- Художники работают в разных жанрах. .
- повторите их.
Прослушайте стихотворение и мы узнаем, в каком жанре мы с вами будем работать.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - …
- Пейзажи нашего соотечественника Григория Ивановича Чорос-Гуркина удивительны :
в них художник стремится не только точно запечатлеть местность, но и передать её особую духовную красоту, заставить зрителя ощутить дух, почувствовать чистоту, таинственность и особую вдохновенность места. Отец будущего художника был седельным мастером. Чорос-Гуркин, будучи маленьким мальчиком, очень любил рисовать и слушать сказки о добрых и злых духах, обитающих в лесах и горных ущельях, о всесильных шаманах, которые могли общаться с этими духами. Он был учеником у самого известного пейзажиста И. И. Шишкина, и это видно в его работах. Он отразил в своих полотнах : быт и обычаи, сказки илегенды своего народа, родную природу и людей, живущих в Горном Алтае. Его именем названа одна из улиц в столице нашей республики.
Настоящие картины можно увидеть в Национальном музее г. Горно-Алтайска.
- Давайте рассмотрим некоторые из них.
- Опишите, что вы видите на репродукции картины Г. И. Чорос – Гуркина «Вид на Белуху»?
- Что видите на репродукции картины, которая называется «Озеро горных духов»?
- Послушаем Арунай, она расскажет, как говорил о природе нашего края Чорос –Гуркин.
«…Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух - щедрый, богатый, исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его – прозрачные мысли… Озера – это его глаза, смотрящие на вселенную.
Водопады и реки его – речь и песни о жизни, о красоте земли, гор.»
- Ребята, каким видел Алтай художник?
- Давайте рассмотрим еще одну репродукцию Г. И. Чорос – Гуркина, она называется «Хан Алтай»
-Что изображено на картине?
- Какая здесь природа?
- Почему же Чорос – Гуркин назвал картину «Хан Алтай», да потому что Хан – значит главный, величественный, а самая высокая гора на Алтае – Белуха.
- Скажите, какими вы видите горы?
- Величие гор подчеркивают такие символы, как кедр и орел.
- Какой кедр?
- Правильно. Кедр – дерево-символ алтайского народа, символизирующий долгую жизнь.
- Орел – птица, олицетворяющая алтайский народ.
- Каким изобразил художник орла?
- А что может олицетворять белый цвет снега, облаков?
- Хан – это повелитель, хозяин Алтая, а кедр и орел его слуги, которые охраняют наш край, алтайский народ.
Давайте покажем, какие горы высокие, большие, необъятные.
Покажем орла. Расправим крылья, сделаем гордый вид и будем смотреть зорким глазом.
Встанем как могучий кедр и протянем руки к солнцу, небу.
Опустимся на стульчики, как пушистые, белые облака. Предлагаю нам сегодня нарисовать пейзаж "Катунь зимой"
- Давайте вспомним (повторим) все этапы работы над пейзажем
Первый этап.
Выполнение подробного рисунка карандашом тонкими линиями.
Второй этап.
Прокладка основного тона неба, леса, земли и воды. Подбор красок
Третий этап.
Завершение работы. Использование разнообразных способов и приемов при передаче легкости и пушистости облаков, брызг волн, сильного порыва ветра в ветках деревьев, плотности и материальности строений. Усиление освещенности и цвета одних частей и приглушение других, ослабление контрастов. Достижение красоты целого.
(Можно использовать комочек смятой бумаги для облаков)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Вот такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Помогают рисовать.
- Вот так, соблюдая все этапы, сейчас и мы с вами постараемся изобразить природу нашего края.
(Смотреть за выполнением работы, при затруднении помогать советом.)
Анализ работ детей
- Что вы изобразили на своих рисунках?
- С репродукциями какого художника мы познакомились?