Анна Денникова
Мастер-класс «Знакомство с инновационными методами и приёмами ознакомления дошкольников с элементами марийского орнамента»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методами и приёмами ознакомления дошкольников с элементами марийского орнамента.
Задачи:
- формирование у педагогов системы знаний о современных методов и приёмов ознакомления дошкольников с элементами марийского орнамента;
- развитие практических умений для организации работы с детьми по данной теме;
- популяризация инновационных идей, авторских находок по ознакомлению с марийским орнаментом при интегрированном обучении дошкольников.
Оборудование:
Публикация «Мастер-класс „Знакомство с инновационными методами и приёмами ознакомления дошкольников с элементами марийского орнамента“» размещена в разделах
экран, проектор, презентация для показа, карточки, ножницы, цветная бумага
Практическая значимость. Данный мастер-класс может быть интересен педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и родителям.
Ход мастер-класса :
Вводная часть направлена на повышение мотивизации профессиональному совершенствованию педагогов. Проводя самоанализ педагогической деятельности в ходе ответа на вопрос: «Как решать задачи регионального компонента в разных образовательных областях?» педагог обобщил опыт по данной теме и сформулировал тему и задачи мастер-класса.
1 слайд.
Одно из направлениий совершенствования воспитательной работы с детьми в ДОУ – это опора на народную культуру и фольклор, национальные обычаи и традиции, народно-прикладное искусство. Какая основная задача стоит перед педагогом при ознакомлении детей с народно-прикладным искусством?
2 слайд
Ознакомление дошкольников с народным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
3 слайд
Орнамент часто воспринимается детьми как украшение. В старой программе воспитания и обучения знакомство с орнаментом относилось только к изобразительной деятельности.
4 слайд
На современном этапе, опираясь на федеральные стандарты, решать задачи регионального компонента можно в разных образовательных областях. Как вы думаете, в каких?
Да, действительно, знакомство с орнаментом является тем ключевым компонентом интеграции образовательных областей. Об этом мы поговорим на нашем мастер-классе.
Реализация основной части мастер-класса осуществлялась комплексно в соответствии с теоретическими и практическими разделами, внедрялись следующие формы и методы активного обучения педагогов.
5 слайд
1. Познание. Одна из задач: знакомство детей с народными традициями и обычаями. Вторая задача: расширять представление о разнообразии народного искусства.
Следующая задача: познакомить с образами геометрического, растительного и зооморфного орнамента, развивать восприятие формы и цвета.
6 слайд
Какие формы работы мы можем использовать? (дидактические игры, орнаментография, развивающие игры, компьютерные игры и презентации). Всё это развивает восприятие формы, цвета, помогают анализировать расположение предметов в пространстве.
7 слайд
Следующая ОО – это коммуникация. Я предлагаю вам рассмотреть только одну задачу: это развитие воображения детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов орнамента (мнемотехника).
- Сейчас я буду читать вам предложения, а вы соотнесите текст с картинкой и поднимите вверх соответствующую карточку. Элементы орнамента и что они обозначают, вы можете увидеть на экране.
8 слайд
- В лесу можно встретить разных животных.
- Около нашего дома паслись лошади.
- Над лугом светило солнце и летали бабочки.
- На дубу сидит белка.
9 слайд
Социализация. Воспитывать уважение к людям народа мари их обычаям - одна из главных задач ОО. Основная часть социализации – это игровая деятельность. В какие сюжетно-ролевые игры можно использовать при ознакомлении детей с марийским орнаментом? (Накроем на стол, мастерская, школа, библиотека и т. д.).
10 слайд
Сделайте аппликацию-образец, на который ребёнок сможет ориентироваться при игре. Пусть это будет салфетка, которую захочет получить от него в подарок любимая кукла.
11 слайд
В ручном труде педагоги чаще всего используют изонить (то есть изображение нитью). Достоинство изонити в том, что вышивка выполняется быстро и придумать можно много интересных узоров.
Посмотрите на экран, вы видите работы, выполненные детьми подготовительной группы.
12 слайд
Следующая ОО - художественное творчество. Основными задачами являются:
- обучение созданию узоров народно-прикладного искусства всех типов марийского орнамента;
- знакомство с элементами марийского национального орнамента, обучение вырезанию, используя приемы симметричного вырезания.
Помните, фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, овалы и прямоугольники, причём важно, чтобы в одном орнаменте немного разных фигур.
13 слайд
Сейчас мы с вами попробуем вырезать элементы марийского орнамента из квадратов. Но перед этим мы с вами вспомним ещё одну образовательную область. Какую? (Безопасность работы с ножницами). Эта же область интегрируется и в ручном труде при работе с различными инструментами.
14 слайд
Интеграция образовательных областей строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций. Нельзя воспитать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него родной язык и культура, язык и культура республики, в которой он проживает – белое пятно. Погружение в многогранную народную культуру формирует духовный мир ребенка, поэтому необходимо изучать и знать культуру своих предков. Знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.
Выводы: в результате мастер-класса по данной теме у педагогов была сформирована система знаний о современных методах ознакомления дошкольников с элементами марийского орнамента. Развиты практические умения организовывать работу с детьми при интеграции образовательных областей.