Ксения Станкевич
Конспект занятия «Знакомство с алтайским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с алтайским орнаментом
Цель: Вызвать интерес к красоте узора алтайского орнамента
Задачи:
• Расширить знания детей о малой родине республике Алтай.
• Способствовать формированию у детей понятия национальная одежда. Познакомить детей с алтайской национальной одеждой (алтайский халат «чендек».)
• Расширить знания детей об орнаментах и их значениях, о значении цвета.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с алтайским орнаментом“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
• Развивать чувство ритма композиции, развивать память, мышление, внимание.
Предварительная работа: Знакомство с алтайскими играми; с алтайским жильем «аил»; музыкальными инструментами; алтайскими сказками. Рассматривание иллюстраций, алтайских узоров.
Словарная работа: Орнамент, «Чендек», «Эзен»,»Дякши болзын»
Работа с родителями: рисование алтайского орнамента с детьми.
Материалы, оборудования, инструменты: кукла в национальной алтайской одежде, аил, карточки с орнаментами, презентация с алтайскими костюмами, вырезанные из картона «чендек» на каждого ребенка, готовые орнаменты для аппликации из бумаги, клей, кисточки, салфетки, алтайская музыка (алтын кук- появление куклы, алтайские мотивы – аппликация).
Ход занятия
Организационный момент.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их отпускаем,
А потом их разведем,
А потом к груди прижмем,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
(звучит алтайская мелодия, стук в дверь)
Воспитатель: дети кто к нам пришел в гости? (заносит куклу в национальном алтайском костюме, (кукла здоровается на алтайском языке.)
-Эзен! Привет!
Воспитатель: давайте поздороваемся и познакомимся с нашей гостьей.
(дети пробуют здороваться на алтайском)
Воспитатель: нашу куклу зовут Алтынай. Алтынай как и мы с вами живет в республике Алтай. На Алтынай национальный алтайский халат, который называется «Чендек»
(Рассматривание куклы)
Воспитатель: Сегодня Алтынай нас познакомит с алтайским орнаментом.
(дети садятся возле экрана)
(Презентация слайд 2, 3)
Посмотрите на картинки, здесь изображены девушки и мужчины в красивых алтайских костюмах. Сверху на платьях и рубахах одет халат, он называется «чендек» на нем вышиты красивые орнаменты.
Орнаменты - это узор, состоящий из разных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений и одежды.
Каждый цвет алтайского орнамента может рассказать нам о природе Алтая, о ее несравненной красоте о жизни и традиции алтайцев.
(слайд 4)
Красный – тепло, радость, счастье, цвет огня
Красный, оранжевый, желтый- сходство с солнцем источник всего живого на земле.
Голубой, синий зеленый и белый – с небом озерами.
Физкультминутка
Мы устали засиделись
Нам размяться захотелось
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп,
Мы попрыгаем немножко
Прыг, прыг,
Мы потопаем немножко
Топ, топ, топ
Приседания начнем
Вверх вниз вверх вниз
Приседать не торопись
И в последний раз присели
И теперь на место сели
Воспитатель: (слайд 5) А теперь мы познакомимся с Алтайскими орнаментами, это не просто узоры, у каждого орнамента есть обозначение. Народные мастера алтайского народа выражали свое отношение к жизни, любовь к природе и поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни быта, окружающей природы.
(картинки с орнаменты прилепляются на доску, с объяснением)
- бурные реки Алтая (слайд 6)
- высокие горы (слайд 7)
- птицы в полете (слайд 8)
- солнце и луна (слайд9)
- рога диких и домашних животный (слайд 10)
- шкура животных (слайд 11)
- лабиринты (слайд 12)
Воспитатель: Алтынай познакомила нас с орнаментами и приглашает вас в алтайскую мастерскую, где вы украсите орнаментами алтайский халат «чендек». Но нам надо повторить.
- Какие цвета используют алтайцы для узора?
- молодцы, теперь вы готовы быть алтайскими мастерами, переходим в мастерскую.
2 Практическая часть.
(дети садятся за столы) (во время аппликации тихо звучит алтайская музыка)
Воспитатель: для начала мастера должны разогреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко, солнышко (манят руками)
Выгляни в окошко (соединяют большой и указательный пальчик)
Приходи к нам солнышко (манят руками)
Посвети немножко (качают поднятыми руками над головой)
Воспитатель: а теперь предлагаю украсить «чендек»
Аппликация: «чендек» с алтайскими орнаментами.
(у каждого на столе вырезанный из картона «чендек», готовые алтайские орнаменты из бумаги, воспитатель показывает способ наклеивания орнамента на «че дек» и помогает детям в затруднениях)
(Готовые работы вывешиваются на доску)
Воспитатель: молодцы ребята у всех получились разные красивые алтайские халаты.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: дети кто к нам сегодня пришел в гости?
- Как называется халат на Алтынай?
- Что обозначают орнаменты, которыми вы украсили свои «чендек»?
- Как называется наша родина?
- дети Алтынай пора возвращаться домой, ей очень с вами понравилось. Она говорит вам – «Дякши болзын» До свидания!
- дети дружно повторим «Дякши болзын» До свидания!
А теперь из алтайской мастерской мы возвращаемся в наш детский сад.