Ирина Михайлова
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.
Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.
Публикация «Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.
1. «Подумай и скажи»
Знакомство с рифмой.
Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.
- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?
Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.
- Птичка-синичка.
- Хорошо. Кто другое слово предложит?
- Певичка.
- Невеличка.
- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д.
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.
Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
2. «Загадки-складки»
Можно использовать загадки с ответами в рифму.
• Целый день «уа-уа»,
Вот и все ее… (слова).
• Утром я в густом лесу
Видел рыжую. (лису).
• Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… (боюсь!
• Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал. (зайчик).
3. «Найди пару»
Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
Примеры:
- свечка, ручка, печка
- котик, домик, ротик;
- пастух, петух, пакет.
- и т. д.
Рекомендуемая литература:
Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983