МААМ-картинки

Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи

Ирина Михайлова
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.

Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.

Публикация «Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи» размещена в разделах

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.

1. «Подумай и скажи»

Знакомство с рифмой.

Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.

- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.

- Птичка-синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д.

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

2. «Загадки-складки»

Можно использовать загадки с ответами в рифму.

• Целый день «уа-уа»,

Вот и все ее… (слова).

• Утром я в густом лесу

Видел рыжую. (лису).

• Ты не бойся – это гусь,

Я сама его… (боюсь!

• Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал. (зайчик).

3. «Найди пару»

Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

- свечка, ручка, печка

- котик, домик, ротик;

- пастух, петух, пакет.

- и т. д.

Рекомендуемая литература:

Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи
Опубликовано: 9 марта 2020 в 00:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД