Мария Сопронюк
Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве» Франсуаза Барб-Галль. Автор призывает к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научиться улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. В первую очередь, знакомясь с живописью, ребенок сможет увидеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знать имена художников и разбираться в художественных стилях. И постепенно сможет научиться обращаться к смыслу, заложенному автором.
Публикация «Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
Натюрморт – жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет и ассоциации с их собственным жизненным опытом, привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.
Рекомендую для детей младшей и средней групп
натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др. ; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность).
В старших группах
следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагать натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно- реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др.
Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).
Внимание уделить подбору и смешению красок для получения необходимого оттенка; знакомству детей с цветовым спектром. Сравнивая предметы по форме и цвету, следует отметить, что этот предмет не только зеленого цвета, но и при определенном освещении дает оттенки этого цвета: желто-зеленый, светло-зеленый, изумрудный, темно-зеленый.
Таким образом, богатство зрительного восприятия окружения, наблюдения, экскурсии помогают точно изобразить предмет с натуры.
В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?
Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком.
Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:
Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
Предложите ребенку повторить картину. И это не только рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются.
Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.
Примерный перечень натюрмортов для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП
От 3 до 4 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: П. П. Кончаловский "Клубника", "Сирень в корзине"; К. С. Петров-Водкин "Яблоки на красном фоне".
От 4 до 5 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: И. Е. Репин "Яблоки и листья"; И. И. Левитан "Сирень"; И. И. Машков "Рябинка", "Малинка".
От 5 до 6 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: И. Е. Репин "Осенний букет"; И. И. Машков "Натюрморт. Фрукты на блюде"; В. Т. Тимофеев "Девочка с ягодами"; Ф. П. Толстой "Букет цветов, бабочка и птичка".
От 6 до 7 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: И. Ф. Хруцкий "Цветы и плоды","Московская снедь"; К. С. Петров - Водкин "Утренний натюрморт"; А. А. Пластов "Летом"; З. Е. Серебрякова "За завтраком"; В. А. Серов "Девочка с персиками"; Ю. Кугач "Накануне праздника"; К. Е. Маковский "Портрет детей художника"; И. И. Ершов "Ксения читает сказки куклам".