МААМ-картинки

Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства

Мария Сопронюк
Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве» Франсуаза Барб-Галль. Автор призывает к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научиться улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. В первую очередь, знакомясь с живописью, ребенок сможет увидеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знать имена художников и разбираться в художественных стилях. И постепенно сможет научиться обращаться к смыслу, заложенному автором.

Публикация «Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства» размещена в разделах

Натюрморт – жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет и ассоциации с их собственным жизненным опытом, привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Рекомендую для детей младшей и средней групп

натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др. ; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность).

В старших группах

следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагать натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно- реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др.

Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).

Внимание уделить подбору и смешению красок для получения необходимого оттенка; знакомству детей с цветовым спектром. Сравнивая предметы по форме и цвету, следует отметить, что этот предмет не только зеленого цвета, но и при определенном освещении дает оттенки этого цвета: желто-зеленый, светло-зеленый, изумрудный, темно-зеленый.

Таким образом, богатство зрительного восприятия окружения, наблюдения, экскурсии помогают точно изобразить предмет с натуры.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком.

Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.

Предложите ребенку повторить картину. И это не только рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.

Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются.

Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Примерный перечень натюрмортов для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП

От 3 до 4 лет:

Иллюстрации, репродукции картин: П. П. Кончаловский "Клубника", "Сирень в корзине"; К. С. Петров-Водкин "Яблоки на красном фоне".

От 4 до 5 лет:

Иллюстрации, репродукции картин: И. Е. Репин "Яблоки и листья"; И. И. Левитан "Сирень"; И. И. Машков "Рябинка", "Малинка".

От 5 до 6 лет:

Иллюстрации, репродукции картин: И. Е. Репин "Осенний букет"; И. И. Машков "Натюрморт. Фрукты на блюде"; В. Т. Тимофеев "Девочка с ягодами"; Ф. П. Толстой "Букет цветов, бабочка и птичка".

От 6 до 7 лет:

Иллюстрации, репродукции картин: И. Ф. Хруцкий "Цветы и плоды","Московская снедь"; К. С. Петров - Водкин "Утренний натюрморт"; А. А. Пластов "Летом"; З. Е. Серебрякова "За завтраком"; В. А. Серов "Девочка с персиками"; Ю. Кугач "Накануне праздника"; К. Е. Маковский "Портрет детей художника"; И. И. Ершов "Ксения читает сказки куклам".

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Вальс»Фотоотчет о проведении музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Вальс» Фотоотчет о проведении музыкального занятия " Знакомство с танцевальным жанром "Вальс", в средней группе. Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Полька» Конспект музыкального занятия " Знакомство с танцевальным жанром "Полька". Средняя группа. Цель занятия. Познакомить детей с танцевальным.

Конспект НОД «Знакомство с натюрмортом К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне»Конспект НОД «Знакомство с натюрмортом К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» Цель: познакомить детей с картиной художника К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Проект «В мире изобразительного искусства»Проект «В мире изобразительного искусства» Актуальность проекта. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 18:47
+161Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с натюрмортом как жанром изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сопронюк (УИ 2406324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД