Получи документы

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра

Любовь Чекур
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра
▼ Скачать + Заказать документы

Цикл занятий по слушанию музыки в рамках знакомства детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра

План

беседы с детьми о симфонических музыкальных инструментах

Занятие 1

Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра» размещена в разделах

В симфоническом оркестре так много звуков : от звуков красавицы скрипки до волшебных звуков флейты, от блестящего и металлического звука трубы до шумного и величественного барабана.

Каждый инструмент говорит на своем языке, имеет определенную форму и сделан из разного материала.

Слайд 2. А руководит музыкантами ДИРИЖЕР – самый главный человек в оркестре. Волшебная палочка в руках дирижера помогает музыкантам вовремя начинать и заканчивать свою партию.

. Вот музыканты загрустили,

И инструменты отложили

Не звучит оркестр никак.

Что же делать? Как же так?

Чтобы слаженно играть

Кого же нужно им позвать? (дирижера)

Слайд 3. Дирижер и музыканты - это большая семья, которая называется ОРКЕСТР. А что такое симфонический оркестр? Это большой состав музыкантов для исполнения академической музыки. Он состоит из нескольких групп.

Слайд 4. И самая большая группа это СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ инструменты.

Слайд 5. Начинаем наше знакомство с любимицей, королевой оркестра. Это - СКРИПКА. Изящная, грациозная по форме она издает теплые, нежные, певучие звуки.

Слайд 6. Братом скрипки по праву можно считать АЛЬТ, со своим матовым мягким звуком…он обладатель такой же формы, но чуть большего размера.

Слайд 7. ВИОЛОНЧЕЛЬ. По форме напоминает скрипку, но сильно увеличенной в размере. Если звук скрипки очень похож на женский голос, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент тяжелый, поэтому его ставят на пол и музыкант играет на нем сидя.

Слайд 8. А завершается знакомство самым большим инструментом скрипичной группы. Это – КОНТРАБАС, его размер 2 метра. Самый низкий, глуховато суровый по звучанию, играют на нем стоя или сидя на высоком табурете, ставя инструмент перед собой.

Слайд 9. Посмотрим, как выглядит струнно-смычковая группа инструментов на сцене.

Занятие 2

Продолжаем знакомство с симфоническими музыкальными инструментами. Но сначала вспомним, кто управляет оркестром?

Слайд 2.

Он оркестром управляет,

Хотя сам и не играет.

Дирижер, суров на вид,

К зрителям спиной стоит.

Палочкой взмахнул своей

Как волшебник-чародей,

Указал, кто начинает,

И когда солист вступает,

Где ударные звучат,

И где струнные молчат…

Вот в ожиданье замер зал

И вот оркестр заиграл!

Слайд 3.

Слайд 4. Следующая группа: деревянно-духовая, к ней относятся ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ГОБОЙ, ФАГОТ.

Не все из дерева они,

Инструменты эти странные.

Но зовутся тем не менее,

Духовыми деревянными.

Слайд 5. Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название ФЛЕЙТА. Звук флейты свистящий, холодный. Слово «флейта» очень древнее, так называли раньше все духовые инструменты, например, свистульки.

Слайд 6.

Волшебная флейта звучит и чарует,

Цветными узорами сны нам рисует.

Музыки этой кармический код,

Словно к себе, всех нас зовет.

В. Антош

Слушание темы «Птички» из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Слайд 7. КЛАРНЕТ – это инструмент с очень гибким и благородным звуком. Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы, ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Слушание темы «Кошки» из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Слайд 8. ГОБОЙ ведет свое происхождение от пастушьей свирели. Тембр гобоя нежный. Звук ясный, светлый, очень выразительный. Слушание темы «Утки» из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Слайд 9. ФАГОТ - Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый большой и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется?

Слайд 10. Все просто – первые фаготы, появившиеся очень давно, были больших размеров и внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент.

Слайд 11. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое. Инструмент обладает самым низким звуком из своей группы. Слушание темы «Дедушки» из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Слайд 12. Посмотрим, как выглядит деревянно-духовая группа инструментов симфонического оркестра на сцене.

Занятие 3

Слайд 2. Самая громкая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра – это медные духовые инструменты.

Слайд 3. Чтобы получить звук, нужно дуть в специальное отверстие. Именно поэтому они и называются духовыми. Для изменения высоты звучания необходимо закрывать специальные отверстия клапанами с помощью пальцев. Слайд 4.

ТРУБА – инструмент с высоким, чистым звуком. Труба придает оркестру торжественность. В древности подобные инструменты изготавливали из рогов животных. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Родоначальник всех медных духовых инструментов считается горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Слушание «звук трубы».

Слайд 5.

ТРОМБОН – медный духовой инструмент с блестящим и торжественным звуком, исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой, но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису. Слушание «звук тромбона».

Слайд 6.

ВАЛТОРНА – изначально произошла от охотничьего рожка, в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Звук ее может быть мягким, бархатным и выразительным. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров – резкий и скрипучий звук. Современная валторна — свернутая в круг металлическая длинная трубка со множеством завитков. В центре круга расположены три клавиши вентильного механизма. Левая рука исполнителя, нажимая на клавиши, понижает высоту звуков. Валторна озвучивает Волка в сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Слушание темы «Волка» из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Слайд 7.

На кнопки давит музыкант,

Показывает свой талант,

И звуки извлекает – диво.

Труба изогнута красиво.

На чём же нам играет он?

Вы догадались? САКСОФОН

Саксофон – еще один музыкальный инструмент медно-духовой группы.

«Саксофон» сказка для детей. Татьяна Домаренок

Где-то на белом свете еще до сих пор в древних тайных хранилищах запрятаны земные сокровища. И это не только золото и драгоценности. Порой теряются на многие лета очень нужные и важные для человечества предметы.

Прекрасный музыкальный инструмент – Саксофон, когда-то созданный искусным мастером, тоже был утерян и забыт на долгие годы. А отыскал его совершенно случайно в полуразрушенном замке один любопытный человек, скрипач, играющий в большом симфоническом оркестре. Вместе с семьей: женой, дочерью и сыном этот музыкант путешествовал по миру. На экскурсии в старинном замке, проходя через огромный зал, тонкий музыкальный слух этого человека уловил чей-то тихий голос, очень похожий на звучание кларнета. Подойдя поближе, музыкант понял, что загадочный голос сокрыт в стене замка. Вместе с экскурсоводом они обнаружили в стене тайник, в котором долгое время хранился неизвестный музыкальный инструмент. Кто и зачем положил его туда, было не понятно.

Яркий блестящий, похожий на изогнутую трубу старинный духовой инструмент, наконец, попал в нужные руки. Но как на нем играть, и сможет ли он звучать так, как звучал прежде, много-много лет назад? Никто этого не знал. Да и сам инструмент, измученный долгой неволей, очень боялся, что его голос не будет звучать так, как звучал прежде. Но когда Саксофон вынесли из темноты старого замка на белый свет, и он увидел необычайно яркую Божественную красоту природы, его душа встрепенулась, и он запел так, как пел раньше.

– Да, ты же настоящее сокровище! – понял скрипач. – Я покажу тебя своим друзьям музыкантам. Твой звонкий мелодичный голос украсит звучание нашего оркестра. Тебя полюбят. Найдется музыкант, кто обязательно подружится с тобой на всю жизнь.

Все так и вышло. Саксофон понравился всем. Молодой музыкант симфонического оркестра взял инструмент в руки, погладил его сверкающее изогнутое тело, потрогал блестящие клапаны и заиграл. Саксофон запел нежно, ласково, вдохновенно!

– Кто же так долго скрывал ото всех нас это чудо! – воскликнули музыканты оркестра.

Но Саксофон промолчал. Он не хотел вспоминать прошлую жизнь в темноте и холоде за стеной древнего замка. В тот тайник его когда-то запрятал нерадивый молодой Принц, поленившийся изучать нотную грамоту и учиться играть на музыкальном инструменте, потому сказавший отцу Королю, что случайно утопил Саксофон в глубоком озере.

Слушание «звук саксофона».

Слайд 8. Посмотрим, как выглядит медно-духовая группа инструментов симфонического оркестра на сцене.

Занятие 4

Следующая группа инструментов симфонического оркестра называется ударные инструменты.

Давайте снова возвратимся на оркестровую площадь и посмотрим, где располагается ударная группа инструментов. Ударная группа расположена дальше всего от дирижёра, она довольно многочисленна.

Ударные инструменты делятся на 2 подгруппы.

На одних инструментах можно сыграть мелодию (это диатонические колокольчики, литавры, ксилофон).

А на других можно только отбивать ритм. Например, на тарелках, треугольнике, бубне.

ЛИТАВРЫ.

Металлическая основа Литавр напоминает большой котёл. На него натягивают кожу. Натяжение можно усиливать или ослаблять. И звук от этого будет меняться. Но изменять натяжение во время исполнения музыки сложно. Поэтому в оркестре есть несколько литавр, заранее настроенных каждая на свой тон. Литавры могут звучать еле слышно, почти шёпотом, а могут греметь, как гром!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАРЕЛКИ сделаны из металла. Звук у них громкий.

Барабан, Литавры, Тарелки…

По этим инструментам бьют,

Их ударными зовут!

Занятие 5

Дополнительная группа инструментов – «Гости» симфонического оркестра струнно-щипковые и клавишные инструменты. Не входят в симфонический оркестр, но используются.

Слайд 2. ЧЕЛЕСТА – клавишный инструмент, похожий на пианино, его еще называют «прадедушка» пианино. По звучанию напоминает КЛАВИСИН, инструмент, на котором играли в древности (Моцарт, Иоганн Бах).

Слайд 3. Челеста широко используется на концертах симфонических оркестров. Инструмент так полюбился, что некоторые музыканты одновременно играли одной рукой на челесте, а другой на фортепиано. Музыка челесты лучше всего подходит для создания сказочной атмосферы мультфильмов и добрых рождественских историй. Слушание «Танец Феи Драже» П. Чайковского.

Слайд 4. У фортепиано есть брат – РОЯЛЬ.

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль

А зовут меня… (Ответы детей.)

У него три ноги, три педали для изменения долготы и яркости звука, клавиши и, конечно же, огромная открытая крышка чтобы лучше слышать звуки, которые издает инструмент. Рояль используют на концертах, потому что звуки он издает громкие и сильные. В квартире его не поставить из-за размера.

Физкультминутка

Чтоб на клавишах играть, (имитация игры на клавишных инструментах)

Пальцы нужно развивать.

Беглость ловкость им нужна. (сжимание, разжимание пальцев кистей)

Нотка каждая важна. (поднять указательный пальчик.)

Слайд 5. ОРГАН – самый большой музыкальный инструмент.

Слайд 6. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки.

Слайд 7. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Слушание «звучание органа».

Слайд 8. АРФА – струнно-щипковый инструмент. Арфа обладает нежным, волшебным, прозрачным тембром.

Слайд 9. Посмотрим, как выглядят инструменты симфонического оркестра на сцене.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Знакомство с театральными профессиями»Задачи. Расширять знания детей о театре. Продолжать знакомить дошкольников с театральными профессиями.

Консультация «Знакомство с музыкальными инструментами» ВидеоКонсультация «Знакомство с музыкальными инструментами» Видео История шарманки Знакомя детей с огромным семейством музыкальных инструментов, мы стараемся дать им представления о самых разнообразных.

Консультация «Знакомство с музыкальными инструментами» ВидеоКонсультация «Знакомство с музыкальными инструментами» Видео Инструмент из группы струнно-смычковых Сегодня я решила продолжить тему знакомства дошкольников с музыкальными инструментами. Думаю, что.

Посещение Калининградского симфонического оркестраПосещение Калининградского симфонического оркестра В воскресенье 3 марта к нам в город во Дворец культуры «Неман» приехал симфонический оркестр из г. Калининграда под управлением заслуженного.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

Творческий проект «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С. Прокофьева «Петя и Волк» Творческий проект «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» Вид проекта: познавательно – творческий.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогикиЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического оркестра» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чекур (УИ 82502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД