Ольга Языкова
Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Математика…выполняет порядок,
симметрию и определенность.
А это важнейшие виды прекрасного. ”
Аристотель
Всем нам хорошо известно, что умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Публикация «Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.
Особенно в последние годы, годы научно-технического прогресса, и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Для развития творческой деятельности детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. «Танграм» – одна из несложных игр головоломок. Игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамино». Собирая детские головоломки, ребёнок развивает логику, наглядно – образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, произвольность действий, воображение.
Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели и др. способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов. Обогащают ребёнка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития такие развивающие игры как «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб» и др.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания.
У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»
В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приема обучения. В основном же познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.
Предлагаю несколько логических задачек для малышей:
1. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок
Что растет под елкой,
А что под березой?
2. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
3. Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
4. Клоун Клёпа и клоун Трям выступали с мячом и шаром.
Клоун Клёпа выступал не с мячиком,
А клоун Трям выступал не с шариком.
С какими предметами выступали клоун Клёпа и клоун Трям?
5. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
6. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
7. У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой - не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
8. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?
9. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
10. В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
Чтобы детям было интереснее и легче решать такие задачки, возьмите карандаши и рисуйте условия задачек. Получается и игра и учёба.
Широко использую в своей практике задачи с геометрическими фигурами:
1. Что нужно сделать, чтобы получить прямоугольник и три треугольника?
2. Сколько прямоугольников на рисунке?
3. На каком рисунке треугольников больше?
4. Проведи две прямые так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников.
5. Проведи одну линию так, чтобы получилось девять треугольников.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
С какой игры начинать? Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу всё усложнится. Лучше начать с заведомо более лёгких, которые ему явно под силу. И первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Для любой игры необходима непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточенно на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь». И не обязательно за столом, можно и на полу, и, не только сидя, а лёжа на животе - как удобнее.
Когда игры себя исчерпывают? В развивающих играх есть объективный критерий, по которому можно судить, когда ребёнок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даёт. Это количество выполненных малышом заданий. Чем больше число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в развитии. Но даже в том случае, когда он уже справился со всеми заданиями, остаются еще, по крайней мере, две существенные ступени развития. Первая - сокращение времени. Вторая ступень развития начинается с собственно творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребёнка настолько привлекательным, что он сам берётся за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывает интересные новые модели. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов - ребёнок сам начал творить.
И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры - вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми.
Там где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад жизни и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка.
Список литературы:
1. Михайлова З. А. Математика от трёх до семи, Санкт-Петербург, Издательство «Детство-пресс», 2001.
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. «Просвещение», 1985.
3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры, М. «Просвещение», 1991.
Воспитатель Языкова Ольга Юрьевна