Махида касенова назировна
Значение утренней гимнастики для детей раннего возраста (1 годо до 3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Касенова Махида Назировна –
воспитатель КГУ «Дом ребенка»
г. Петропавловск, Казахстан
Значение утренней гимнастики для детей раннего возраста
(от 1года до 3 лет)
Здоровье в порядке спасибо зарядке!
Утренняя-зарядка самый простой и доступный способ поддержать и
сохранить свое здоровье.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Младшая группа
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя зарядка проводится ежедневно перед завтраком, а в домах ребенка с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, и правильно подобранные комплексы физических упражнений способствуют укреплению костно - мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем активизируют деятельность всех внутренних органов, увеличивают возбудимость коры головного мозга, создает бодрое жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней зарядки с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Тем самым утренняя зарядка является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, оздоравливающий детский организм. -
Кроме оздоровительного процесса зарядка имеет и воспитательное значение. Постоянное ее проведение воспитывает у детей привычку делать физические упражнения, приучает их организованно начать свой день в дошкольном учреждении, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. В домах ребенка утренняя гимнастика (зарядка) проводится сразу после ночного сна, помогает «пробудить ребенка». Длительность утренней зарядки в первой младшей группе составляет 4- 5 минут, во второй младшей группе 6 -7 минут. Содержание зарядки составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др). Постоянное повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Целесообразно в начале и в конце утренней зарядки для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, ходьба по дорожкам, на носках, на пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5 - 7 раз
Рис. 1 Ходьба по ребристой доске
Утренняя гимнастика условно делится на три части; вводная, основная, заключительная.
В вводной части идет организация внимания детей и обучение их согласованным действиям, вырабатывают правильную осанку и готовят организм к выполнению более сложных упражнений. В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят; они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика в этой группе начинается с построения в колонну, по одному или в одну шеренгу, повороты, в круг, бег. Бег на утренней гимнастике в младших группах с начало проводится стайкой, врассыпную, а потом и в колонне по одному как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. На вводную часть отводится от 1 до 2 минут.
Во второй основной части укрепление мышечных групп, формирование правильно осанки и здесь выполняются общеразвивающие упражнения для пояса и рук. Упражнения для пояса и рук расширяют грудную клетку, выпрямляют позвоночник, развивают дыхательные мыщцы. После идут упражнения для мыщц туловища и ног. Упражнения в основной части нужно сочетать с различными пособиями, чтобы детям было интересно каждый раз. Например:
В понедельник – упражнения с цветными шарами (диаметр 20)
Во вторник – упражнения с флажками,
В среду – упражнения с кубиками,
В четверг - упражнения с султанчиками,
В пятницу – гимнастическими небольшими палочками.
Можно использовать другие пособия, что имеется в наличии шишки, мешочки с горохом изготовленные воспитателем размер 5 х 10 см, резиновые мячики, обручи и другие.
Рис. 2 Упражнение с обручем.
В основной части не обязательно, чтобы все упражнения соответствовали строго по требованиям можно включить интересные упражнения в игровой форме. Например: движение по комнате «Паровоз» - дети становятся друг за другом руки согнуты в локтях. Воспитатель – паровоз, а дети – вагончики, паровоз дает гудок- чу-у –у –у –у и начинает двигаться сначала медленно, чих- чих- чих –чих затем быстрее, дети за воспитателем в колонне, свободно двигают руками, воспитатель повернув голову наблюдает за детьми хвалит, поощряет их, дается гудок паровоз останавливается. При частом повторении игры дети сами строятся и могут сами быть и «паровозом» и «вагончиками» а воспитатель направляет и помогает им.
Также интересно детям делать упражнения, сидя на ковре. Например: Дается команда: Дети сели в большой круг (расстояние друг от друга на метр чтобы не мешались) раздаются цветные палочки (длина от 55 до 60 см диаметр толщины 2 или 3см). Держа двумя руками, повторяют упражнения вслед за воспитателем вверх, вперед, назад на плечи – повторяется 2-3 раза. Палочки собираются дети по команде встают и идут по кругу за воспитателем широко поднимая ноги и размахивая руками - раз- раз- раз- два-три повторяем - 2 раза. После этого дети вместе с воспитателем останавливаются и выполняются упражнения на восстановления пульса и дыхания в правую руку раздаем султанчики, (султанчики я сделала из разных ярких ленточек прикрепленных к палочке) медленно поднимаем султанчики вверх, опускаем их на уровне груди и дуем на них повторяем 3 раза. Подбор количества видов упражнений и видов подвижных игр зависит от возраста детей их индивидуальных особенностей, воспитатель следит за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывает физическую, словесную помощь подбадривает, их делает указания. Для того чтобы дети с радостью выполняли зарядку предлагаю 10 веселых упражнений:
Рис. №3 Упражнения с гимнастическими палочками.
1 упр. «Обезьянки рвут бананки» - ручки вверх пальцы растопырены сгибаем их и рвем бананки.
2 упр. «Тикают часики» - ручки на поясе наклоны головы направо, налево тик- так тик-так тик-так
3 упр. «Медведи едут на велосипеде» - ложимся на ковер поднимаем ноги и делаем движения едем на велосипеде.
4 упр. «Обними себя» - разводим руки в стороны-раз, обняли себя-два.
5 упр. «Жуки барахтаются» - лежим на коврике подняли ручки и ножки делаем произвольные движения.
6 упр. «Я большой» - руки вверх над головой поднимаемся на цыпочки вот какой я большой.
7 упр. «Тихо мышки идут» - полусогнувшись (кто может) идут тихо тихо за воспитателем оглядываясь по сторонам.
8 упр. «Гуси летели на головку сели» - машем руками в стороны гуси летят затем ладошки ложим на головку гуси сели.
9 упр. «Курочка клюет» - пальчиками стучим по коленочкам.
10 упр. «Зайка ушами шевелит» - ладони поднимаем к ушам и шевелим вверх вниз.
Веселая утренняя зарядка помогает детям развиваться не только физически, но и способствуют развитию воображения и интереса.
Рис №4 Упражнения с обручами
А также утренняя зарядка в музыкальном сопровождении очень интересны для детей добрые веселые песни превращают зарядку в игру, дети пускаются в пляс, даже самые спокойные. И так, даже самая простая для детей утренняя зарядка играет большое значение, дает возможность ребенку быстрее проснуться, развивает у него двигательную координацию, обеспечивает детям хорошее настроение на весь день.
Это статья представляет ценность для воспитателей работающих в домах ребенка с круглосуточным пребыванием и для воспитателей работающих в детских садах которые интересуются физическим воспитанием детей.
На основе всего описанного сделаем выводы чтобы привить интерес к выполнению утренней зарядки нужно :
1. проводить каждый день после сна это делает ребенка в течении дня собранным организованным заряжает его бодростью на целый день улучшает деятельность сердечно сосудистой дыхательной нервной системы.
2. выполнение зарядки в музыкальном сопровождении повышает у детей активность внимание.
Рекомендации воспитателям:
1. Все делается постепенно - не надо требовать от детей точного выполнения, нужно терпение и все получится.
2. Стараться проводить зарядку ежедневно и тогда результат будет на лицо.
Литература
1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1978
2. Шишкина В. А. Движение + движение. - М. : Просвещение, 1992.
3. Бопем журнал №6 май 2012.
4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе. - М. : Просвещение, 1982
5. Отбасы жне балабаша журнал №6 ноябрь декабрь 2009.