Анна
Значение театрально-игровой деятельности для всестороннего воспитания дошкольников и развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста игры-драматизации рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.
Публикация «Значение театрально-игровой деятельности для всестороннего воспитания дошкольников и развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игры-драматизации представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказа, специально написанной инсценировки). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.
Т. И. Петрова отмечает, что игры-драматизации оказывают большое влияние на умственное развитие ребенка. Театрально-игровая деятельность обогащает ребенка новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалоговую речь, активизирует словарь. Развивается мышление, так как дети должны продумать то, как они сделают, придумают, представят свои действия. Дети, изображая каких-то животных, должны припомнить их повадки, движения и сделать так же, постараться передать это в своем образе.
Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
К старшему дошкольному возрасту дети должны владеть произвольным вниманием, уметь сосредоточиться на чем-то, на каком-то предмете, объекте или явлении. Театрализованная деятельность учит детей сосредотачиваться на одном каком-то образе, вспомнить особенности чьей-либо речи, движений. Разыгрывая сказку, ребенок учится заниматься одним делом какое-то определенное время, а не переключаться постоянно с одного вида деятельности на другой. Большое значение игры-драматизации оказывают на развитие речи детей, особенно на диалогическую речь, так как персонажи общаются между собой, используя разные интонации.
Л. С. Фурмина обращает внимание на то, что невозможно переоценить влияние игр-драматизаций на эстетическое воспитание детей, прежде всего, на развитие творческих способностей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать то нужно в процессе слушания произведения. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества : художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, развитая игра – драматизация – это уже своеобразная “предэстетическая” деятельность. Игра – драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.
Н. С. Карпинская обращает внимание на то, игры-драматизации оказывают большое влияние на нравственное воспитание дошкольников. Они имеют большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
В театре, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело.
В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
И в старшем дошкольном возрасте влияние ее усиливается. Это связано, в первую очередь, с большими изменениями, которые произошли в социальном развитии и сфере общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации, и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим их взрослым и детям, но и к героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве). Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего социального, нравственного развития детей в театрализованной деятельности.
Кроме того, каждое разыгрывание произведения несет в себе какую-то нравственную проблему, которую дети видят. Они учатся понимать поступки героев, осуждать их или, наоборот, переносить эти поступки в свою жизнь и думать о том, как бы поступил их любимый герой в той или иной ситуации.
Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.
Т. Н. Доронова отмечает ряд трудностей, связанных с взрослением детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия. И, хотя оценочные суждения старшего дошкольника о себе чаще всего бывают завышенными, даже незначительная неудовлетворенность собой очень огорчает и вызывает неуверенность в себе и своих возможностях.
Наряду со сценическим волнением многие дети начинают стесняться и категорически отказываются от выступлений. Очевидно, что если бы речь шла только о выступлении ребенка на сцене, то этого можно было бы избежать. К сожалению, чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго, перенестись в жизнь и доставлять ему много неприятностей в течении всей жизни. Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе с момента его проявления. Именно в этом велика роль театрализованной деятельности, она помогает преодолеть ребенку чувство неуверенности и стеснения.
Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним их них является коллективная театрализованная деятельность, в основе которой положен принцип предоставления детям одинаковых ролей и равных возможностей для участия в инсценировке. При таком подходе даже самым застенчивым детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену (“на сцене детей много, и я могу спрятаться за них”).
После того, как ребенок смог преодолеть себя и выйти на сцену, он как бы попадает под влияние других детей, которым весело и радостно, и “заряжается” их настроением. Постепенно ребенок будет сам с удовольствием выходить на сцену, и ему можно будет давать сначала незначительные роли, а затем и более значимые. Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на воспитание всесторонне развитой личности ребенка. Она развивает психические процессы детей, нравственные и эстетические качества, приучает к ручному труду, художественной деятельности.
Особую актуальность театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает, или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребенка и развитию творческих способностей детей.
Список литературы:
1. Доронова Т. И. Развитие детей 6-7 лет в театрализованных играх. М., 2004.
2. Карпинская Н. С. Художественное слова и воспитание детей. М. : Просвещение, 1974.
3. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
4. Фурмина Л. С. Творческие проявления у дошкольников в театрально-игровой деятельности. В кн. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М. : Просвещение, 1974.