Надежда Флёрова
Значение театрализованной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, - и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Выразительность речи дошкольника включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Публикация «Значение театрализованной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Для успешного развития связной и выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. В этом огромную помощь оказывают театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки и позволяют решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных навыков, развитием памяти, воображения, фантазии. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воспитателем вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, активизируется словарь. Поэтому я поставила перед собой задачу развивать у детей интерес к различным видам театральной деятельности (настольный, кукольный театр, пальчиковый, теневой театр, игры-драматизации, фланелеграф). Работу начинаю с драматизации стихов и потешек (с детьми, когда они были ещё в младшей группе). Прочитала детям потешку или стихотворение - тут же проиллюстрировала её с помощью настольного театра игрушек или картинок. Это заинтересовывает детей, побуждает их к заучиванию текста, а также к действию детей с этими игрушками.
Такую работу я продолжаю и в средней группе. Но здесь я уже использую, помимо настольного театра, и фланелеграф, и пальчиковый театр. Дети с неизменным интересом включается в эту игру.
В старшей группе я значительно расширяю работу по театрализованной деятельности. Если в младшей и средней группе я использую показ, то в старшей я предлагаю детям самим придумать интонации, жесты, проявлять творчество. Первыми сказками, которые мы драматизировали, были "Теремок", "Колобок", а также игра-драматизация "В гости к бабушке - Загадушке". Дети полюбили эти сказки и игры. В основном все дети проявляют активное участие желание участвовать в этих играх-драматизациях. Но все же некоторые дети остаются пассивными. С ними я занимаюсь индивидуально. Пытаюсь выяснить причину их незаинтересованности. Так Виталику К. (был очень застенчивый мальчик) я предлагала разыгрывать отрывки сказок на столе с помощью его любимых книг, задавала ему вопросы:
- Что больше всего понравилось?
- Почему жалко зайчика?
- Почему ты решил, что он грустный? и т. д.
Постепенно Виталик увлёкся театрализованными играми, не чувствует себя уязвимым, отвергнутым, стал активным участником совместных с детьми игр в группе.
В нашей группе 16 детей, где дети с разными диагнозами недоразвития речи. Поэтому я отбираю из разных источников те игры и игровые упражнения, ценность которых заключается в том, что они наиболее полезны для наших детей, а так же интересны для них.
Это:
1. Пальчиковые игры.
2. Речь с движениями - выполнение движений с несложным в речевом отношении сопровождением.
3. Игры на развитие голоса, интонационной выразительности, дикции.
4. Этюды на выражение различного эмоционального состояния.
В свою работу так же включаю хороводные игры, подвижные игры, психогимнастику, потешки, пословицы, поговорки, диалоги.
Я учу детей рассказывать, пересказывать, фантазировать, изменять конец сказки, сочинять собственные истории, небылицы. Пока это дается с трудом; но всё-таки изменения намечаются. У ребят всё больше просыпается интерес к образным словам и выражениям, к пословицам и поговоркам. Они начинают употреблять их в своей речи.
Развитию театральной деятельности способствует сюжетные рисунки детей. Дети с удовольствием рисуют сказочных героев сказок: "Три поросёнка", "Теремок", "Колобок", "Незнайка", "Приключения Буратино" и др.
У нас сейчас подготовительная группа. Я вижу, как вырос интерес к различным видам театральной деятельности. Дети всё чаще в самостоятельной деятельности используют настольный театр, фланелеграф, пальчиковый театр, театр масок, кукольный театр. По очереди бывают то зрителями, то артистами.
В театрализованные игры, помимо этюдов, карточек-пиктограмм, сюжетных рисунков детей, упражнений на подражание, для лучшего запоминания последовательности событий, для развития у детей внимания, я использую путём моделирования знакомых сказок, т. е. "прятать" героев в обычные геометрические фигуры или различные символы, придуманные вместе с детьми.
Также использую ролевые диалоги по иллюстрациям как фрагменты из сказок, или "подключаю" картотеку диалогов по произведениям Н. Сладкова, Е. Чарушина, К. И. Чуковского.