БЕЛЛА ЛЫСЕНКОВА
Значение сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии старших дошкольников
▼ Скачать
Значение сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии старших дошкольников
Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой, особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста[22;23]. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы [п. 12, c.25].
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям.
Цель проекта: поддерживать интерес социально- личностного развития детей и родителей к сюжетно- ролевым играм.
Объект исследования: значение сюжетно-ролевых игр в воспитании социально- личностного развитии старшего дошкольника.
Предмет исследования: развитие обогащение воспитателем сюжетно-ролевых игр в социально- личностном развитии старших дошкольников.
Задачи проекта:
1) изучение и анализ научно- методической литературы по теме проекта;
2) развивать игровую деятельность детей и использовать необходимые атрибуты к сюжетно- ролевым играм;
3) формировать гендерные чувства, чувства доброжелательности, взаимопомощи во время сюжетно- ролевых игр;
4) охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника;
5) проанализировать роль воспитателя в развитии и обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.
1. Основная часть. Теоретическое обоснование значения сюжетно- ролевых игр в социально- личностном развитии старших дошкольников.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:
ознакомительная игра,
отобразительная игра,
сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра,
игра – драматизация.
Сюжетно-ролевые игры в социально- личностном развитии дошкольника являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью[28;195].
Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным.
Значение сюжетно- ролевой игры для социально- личностного развития старших дошкольников.
Процесс социально-личностного развития в первую очередь осуществляется в семье, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Система дошкольного образования имеет большой потенциал для социально-личностного развития, т. к. позволяет интегрировать образовательно-развивающую и социально-адаптирующую функции через систему различных кружков, студий. В философии выделяются несколько подходов к понятию социально-личностного развития. Для нашей работе наибольший интерес представляет: филогенетический подход, который заключается в активном участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности. Следовательно, сущность человека в современной философии рассматривается как интегральное единство уровней: биологического, психического и социального, формирующегося из двух начал: природного и социального, наследственного и приобретённого. Это целостное единство приводит к формированию личности. Подчёркивается активная позиция индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности как необходимость успешного протекания процесса социально-личностного развития. 10С. 48]
Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. В учебном пособии Бабуновой Т. М. [4С. 12] приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. [4С. 56] Основными качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие дошкольника, является: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность в себе); положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения).[3С. 79]. Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.
Для ребенка характерна подражательность, которая и накладывает отпечаток на его поведение.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Необходимо создавать условия для формирования толерантности (толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя). У большинства детей данный уровень развития общения, может быть, достигнут только в образовательном процессе.
Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. (В раннем возрасте - предметной деятельности, в дошкольном - игровой, в школе - учебной и т. д) Развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства детского сада: игровую, учебную, трудовую, вне учебную деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости. Данную тему мы исследуем в практической части.