МААМ-картинки

Значение сказки в процессе социализации дошкольников

Анна Даровских
Значение сказки в процессе социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Публикация «Значение сказки в процессе социализации дошкольников» размещена в разделах

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации.

Социализация - это общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей [1].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т. д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма дошкольного обучения, руководящей роли дошкольного учреждения, педагога.

Культура как многогранное явление включает в себя множество социальных, человекотворных образований. Среди них особое специфическое место занимает сказка. Значения сказки объясняется, прежде всего, ее универсальностью: традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов.

Мир сказки находит отражение в психолого-педагогических

исследованиях, которые интенсивно разрабатывались отечественными

учеными, начиная с 40-х годов до нашего времени. Мы имеем в виду

работы В. В. Абраменковой, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, В. А. Сухомлинского, и др. В этих работах, в основном, изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т. п.

На примере, рассмотрим работы В. А. Сухомлинского, который 33 года проработал в сельской школе. И после 10 лет педагогической работы был назначен директором Павлышевской средней школы.

Василий Александрович Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Книга посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный [3, с. 2].

Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок продвигался в своем развитии, необходимо дать ему «счастье художественного видения мира».

Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку. Сквозь сказку, фантазию, игру, а также неповторимое детское творчество, проходит «верная дорога к сердцу» ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открывать истоки, мысли и слова, и они забьют животворными ключами [3, с. 15]. Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее [3, с. 15].

Без сказки и игры воображения ребёнок не может жить. Без них окружающий мир превратится для него в скучную картину, нарисованную на холсте, сказка же заставляет эту картину ожить, стать более красочной и жизнерадостной.

Сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, потому что сказочные образы ярки и эмоционально окрашены.

Посредством сказок можно воспринимать окружающий мир в ярких тонах. Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине [3, с. 18].

Сказочные образы помогают обогатиться знаниями ребенку, так любование природы местности, её красоты, вызывают у детей положительные эмоции и восхищение. Любуясь окружающей природой, явлениями, деятельностью живущих людей дети на основе наблюдении создают необыкновенные сказки.

Девочке запомнилась встреча с рабочими-металлургами в сельском литейном цехе, и вот теперь, через 3 года, она составила интересную сказку об Огненной Реке :

«У огромной печи стоит богатырь. Он расплавил железо. Кипит железо, клокочет. Подошел богатырь к печи, открыл дверцу — и полилась Огненная Река. Льется и говорит: «Не зевайте, люди, берите огненное железо, делайте из него всё, что вам нужно». Идут к Огненной Реке мудрые мастера, черпают расплавленное железо, льют его в песок, делают из металла все, что нужно людям» [3, с. 93].

Вот сказка, сложенная Даньком:

«Провожала мать сына на военную службу. Сказала : «Возьми, сын, горсть родной земли. Помни, что ты — ее защитник!» Взял сын горсть родной земли, высыпал в красный шелковый мешочек и никогда не расставался с нею. Начали враги войну против нашей Родины. Встретил сын вражеских солдат на границе, бил по ним из пулемета, падали враги в реку. Ни на шаг не отступал сын. Но вот вражеская пуля ранила его в голову, кровь залила глаза, руки ослабели. Приближаются враги, думают: вот мы возьмем его в плен. Вспомнил сын о горсти родной земли. Прикоснулся к красному мешочку — и сразу же могучей силой налились руки. Снова стал стрелять юный богатырь, утонули враги в реке, а тем временем помощь подошла — быстрокрылые самолеты и могучие танки» [3, с. 93].

Ребёнок должен быть ребёнком. …Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Когда дети воспринимают сказки, они учатся сопереживать как положительным, так и отрицательным героям. При этом задумываясь, как бы они могли поступить на их месте, обдумав поступки, как хорошие, так и плохие. Фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность.

Таким образом, можно отметить, что дети развиваются на основе сказок всесторонне, глубже понимают сущность происходящего вокруг них. Создание фантастических образов – это самая благоприятная и благотворная почва, на которой развиваются ростки мысли.

Список литературы:

1. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов. – М. : Академия, 2000. – 200 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособи. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский. – Киев. : Радянська школа, 1973. – 145 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Конспект занятия по социализации «Мои любимые сказки» для детей второй младшей группыКонспект занятия по социализации «Мои любимые сказки» для детей второй младшей группы Цель: Развивать умение детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям. Задачи: развивать творческое воображение.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сказки в процессе социализации дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сказки в процессе социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Даровских (УИ 182141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД