Анна Даровских
Значение сказки в процессе социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Публикация «Значение сказки в процессе социализации дошкольников» размещена в разделах
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации.
Социализация - это общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей [1].
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т. д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма дошкольного обучения, руководящей роли дошкольного учреждения, педагога.
Культура как многогранное явление включает в себя множество социальных, человекотворных образований. Среди них особое специфическое место занимает сказка. Значения сказки объясняется, прежде всего, ее универсальностью: традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов.
Мир сказки находит отражение в психолого-педагогических
исследованиях, которые интенсивно разрабатывались отечественными
учеными, начиная с 40-х годов до нашего времени. Мы имеем в виду
работы В. В. Абраменковой, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, В. А. Сухомлинского, и др. В этих работах, в основном, изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т. п.
На примере, рассмотрим работы В. А. Сухомлинского, который 33 года проработал в сельской школе. И после 10 лет педагогической работы был назначен директором Павлышевской средней школы.
Василий Александрович Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Книга посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный [3, с. 2].
Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок продвигался в своем развитии, необходимо дать ему «счастье художественного видения мира».
Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку. Сквозь сказку, фантазию, игру, а также неповторимое детское творчество, проходит «верная дорога к сердцу» ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открывать истоки, мысли и слова, и они забьют животворными ключами [3, с. 15]. Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее [3, с. 15].
Без сказки и игры воображения ребёнок не может жить. Без них окружающий мир превратится для него в скучную картину, нарисованную на холсте, сказка же заставляет эту картину ожить, стать более красочной и жизнерадостной.
Сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, потому что сказочные образы ярки и эмоционально окрашены.
Посредством сказок можно воспринимать окружающий мир в ярких тонах. Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине [3, с. 18].
Сказочные образы помогают обогатиться знаниями ребенку, так любование природы местности, её красоты, вызывают у детей положительные эмоции и восхищение. Любуясь окружающей природой, явлениями, деятельностью живущих людей дети на основе наблюдении создают необыкновенные сказки.
Девочке запомнилась встреча с рабочими-металлургами в сельском литейном цехе, и вот теперь, через 3 года, она составила интересную сказку об Огненной Реке :
«У огромной печи стоит богатырь. Он расплавил железо. Кипит железо, клокочет. Подошел богатырь к печи, открыл дверцу — и полилась Огненная Река. Льется и говорит: «Не зевайте, люди, берите огненное железо, делайте из него всё, что вам нужно». Идут к Огненной Реке мудрые мастера, черпают расплавленное железо, льют его в песок, делают из металла все, что нужно людям» [3, с. 93].
Вот сказка, сложенная Даньком:
«Провожала мать сына на военную службу. Сказала : «Возьми, сын, горсть родной земли. Помни, что ты — ее защитник!» Взял сын горсть родной земли, высыпал в красный шелковый мешочек и никогда не расставался с нею. Начали враги войну против нашей Родины. Встретил сын вражеских солдат на границе, бил по ним из пулемета, падали враги в реку. Ни на шаг не отступал сын. Но вот вражеская пуля ранила его в голову, кровь залила глаза, руки ослабели. Приближаются враги, думают: вот мы возьмем его в плен. Вспомнил сын о горсти родной земли. Прикоснулся к красному мешочку — и сразу же могучей силой налились руки. Снова стал стрелять юный богатырь, утонули враги в реке, а тем временем помощь подошла — быстрокрылые самолеты и могучие танки» [3, с. 93].
Ребёнок должен быть ребёнком. …Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Когда дети воспринимают сказки, они учатся сопереживать как положительным, так и отрицательным героям. При этом задумываясь, как бы они могли поступить на их месте, обдумав поступки, как хорошие, так и плохие. Фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность.
Таким образом, можно отметить, что дети развиваются на основе сказок всесторонне, глубже понимают сущность происходящего вокруг них. Создание фантастических образов – это самая благоприятная и благотворная почва, на которой развиваются ростки мысли.
Список литературы:
1. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособи. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский. – Киев. : Радянська школа, 1973. – 145 с.