МААМ-картинки

Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР (5 фото)

Ирина Тараканова
Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Режим дня имеет свои особенности. Это связано с особенностями соматического и нервно-психического здоровья наших воспитанников. Важно определиться в видах нагрузки, распределить ее во времени, выбрать оптимальное сочетание видов деятельности. Необходимо предусмотреть все процедуры и занятия, позволяющие преодолеть задержку развития, социально адаптировать детей и подготовить их к школьному обучению. При этом необходимо сохранить формы и виды деятельности детей в дошкольный период их развития.

Публикация «Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР» размещена в разделах

Для предупреждения гиподинамии в Режиме дня предусматриваются различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастики, разминки, физминутки и т. д.

Режим дня имеет особое значение для развития детей, его четкое соблюдение особенно важно для детей с отставанием в развитии

Начинает свою работу детский сад в 7.00. Для прихода детей отведен интервал от 7.00 до 8.15. Специфика специализированных групп детского сада требует от родителей обязательного общения с воспитателем. Приведя ребенка в сад, родители должны рассказать воспитателю об особенностях сегодняшнего состояния ребенка: как спал, настроение, самочувствие. Это нужно, чтобы педагоги учитывали текущее состояние ребенка при организации индивидуальной работы с ним и оценке его поведения. По мере прихода детей, воспитатели проводят индивидуальные занятия по рекомендациям специалистов группы и занятия по плану воспитательной работы.

В 8.15 проводится специальная коррекционная гимнастика, которая содержит как общеразвивающие, так и специальные упражнения - дыхательные, артикуляционные и упражнения для развития тонкой моторики.

Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР

После гимнастики проводятся гигиенические процедуры, и дети садятся завтракать. 15 - 20 минут, которые остаются до плановых занятий, отводятся на игру и общение детей.

В некоторых случаях учитель-дефектолог или учитель-логопед начинает работу с детьми с 8.00 утра, занимаясь индивидуально или малыми группами. С одной стороны, это дает возможность специалисту изучать особенности развития ребенка во время его игры и общения со сверстниками и увеличивает плотность педагогического процесса с сохранением целостности прогулки и других режимных моментов. А с другой стороны, это позволяет специалистам чаще встречаться с родителями воспитанников, чтобы объяснить или прокомментировать конкретные упражнения и задания, которые родители выполняют с детьми дома, продемонстрировать достижения ребенка.

Фото №1 Режим дня имеет свои особенности

В 9.00 начинаются занятия по "учебному плану" детского сада. Первые два занятия по "учебному плану" проводят учитель-дефектолог или учитель-логопед, воспитатель, занимаясь с детьми по подгруппам. Например, с одной подгруппой занятие проводит учитель-логопед или учитель-дефектолог, одновременно с ними воспитатель проводит занятие по «учебному плану» со второй подгруппой. Затем после короткого перерыва (10 мин.) происходит смена подгрупп.

Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.

После подгрупповых занятий учитель-логопед и учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по плану индивидуальной работы с ребенком. Занятия длятся от 15 до 20 минут в зависимости от возраста и возможностей детей. С каждым ребенком учитель – дефектологи учитель-логопед занимается индивидуально 2-3 раза в неделю.

Фото №2 Это связано с особенностями соматического и нервно психического здоровья наших воспитанников

Практика показывает, что практически в каждой группе есть дети, особенности развития которых временно не позволяют включать их в подгруппы (особенно на начальных этапах работы). Занятия с ними проводятся только в индивидуальном режиме по индивидуальной программе каждый день. При организации индивидуальной работы с детьми педагоги придерживаются гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишить ребенка возможности поиграть с детьми. Таким образом, планирование индивидуальной работы определяется потребностью в ней конкретного ребенка и поэтому жестко не регламентируется.

Оставшееся до прогулки время наполняется организованной воспитателем (или самостоятельно) игрой или предоставляется детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть достаточно обучен, уметь взаимодействовать с товарищами, быть способен руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.

Пока дети играют, специалист продолжает работать. Он наблюдает за свободной деятельностью детей, анализирует ее. Полученные результаты помогают скорректировать направления коррекционно-развивающей работы.

Фото №3 Важно определиться в видах нагрузки распределить ее во времени выбрать оптимальное сочетание видов деятельности

В 10.45 (11.05) дети собираются на прогулку. Во время прогулки педагоги решают как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Воспитатели контролируют соответствие одежды детей погодным условиям и предполагаемой двигательной активности.

Во время прогулки коррекционно - образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Иногда планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т. д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

В 12.10 (12.30) дети приходят с прогулки и готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени также используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, подготовки ко сну и т. д.). По возможности, в обучении детей действовать в соответствии с алгоритмами, принимают участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог,учитель- логопед). Это дает возможность каждому сотруднику работать с малой подгруппой (3 - 4 ребенка, что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Педагоги обязательно учитывают темповые возможности детей и степень обученности каждого из них. Например, для детей с последствиями ранних минимальных поражений мозга с их слабой нервной системой, несоблюдение этих условий может привести к невротическим и протестным реакциям - заиканию, энурезу, к отказу от сотрудничества со взрослым, к агрессии и т. п. Во время режимных моментов решаются и воспитательные задачи: детей учат помогать друг другу, учат быть заботливыми и терпеливыми.

Фото №4 Необходимо предусмотреть все процедуры и занятия позволяющие преодолеть задержку развития социально адаптировать детей и подготовить их к школьному обучению

С 12.40 (13.00) дети начинают готовиться ко сну. Дневной сон имеет большое значение для детей, а особенно для детей с ОНР. К этому времени дети уже около 6 часов находятся в состоянии бодрствования и многие из них, а особенно дети с ОНР сильно устают и перевозбуждаются. Бывают случаи, когда ребенок засыпает уже во время обеда, у части детей от перевозбуждения пропадает аппетит, они долго не могут заснуть. Дневной сон позволяет детям восстановить силы.

Процедура укладывания занимает важное место в воспитательной работе. Она хорошо продумана, а дети приучаются к ней так, чтобы подготовка к дневному сну не вызывала у них отрицательных эмоций и была естественной потребностью. Важно, чтобы при засыпании дети испытывали спокойные положительные эмоции. Для этого им предлагается, закрыв глаза, послушать записи звуков природы или релаксационной музыки, читаются небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.

Подъем (15.00) также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно, и педагоги обеспечивают плавный постепенный выход каждого ребенка из состояния сна. Для этого воспитатель за несколько минут до подъема включает тихую спокойную музыку. Постепенно, по мере пробуждения детей, громкость звука повышается.

После того, как дети проснулись, проводится гимнастика пробуждения. Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение.

Одевание детей проводится под динамичную музыку.

После дневного сна распорядок дня строится следующим образом:

С 15.10 до 15.30 свободное время заполняется играми и любимыми занятиями. 10 минут занимает логопедическая гимнастика. Если предусмотрено расписанием, в отдельные дни проводится еще одно занятие. На 10 -15 минут занятия детей прерываются на полдник.

С 15.30до16.10 воспитатель проводит коррекционное занятие индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя- логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей : для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Воспитатель занимается непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 - 10 минут.

В 17.00 дети выходят на вечернюю прогулку, которая организуется аналогично утренней.

В период с 17.00. до 19.00 родители приходят за детьми.

Публикации по теме:

«Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий по «Школе самовыражения»«Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий по «Школе самовыражения» Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологийЭто целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных.

Проект «За здоровьем в детский сад» (2 младшая группа) подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №11 Подгорная Н. С. г. Белгород Уважаемые коллеги! В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР
Опубликовано: 24 марта 2015 в 14:19
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тараканова (УИ 303350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД