Людмила Колесникова
Значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Ученые установили, что даже в период до рождения дети слышат и реагируют на окружающие звуки по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки становятся его первым контактом с окружающим миром: пение птиц, шум ветра, звуки природы. Ребенок начинает прислушиваться к звукам вокруг себя, но наибольшее значение для него имеют слова - речевые звуки. Речь играет ключевую роль в общении и получении информации для малыша с самого его рождения.
Публикация «Значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слушая слова, сопоставляя их звучание и пытаясь их повторить, ребенок начинает различать звуки родного языка. Эта способность формируется постепенно: уже с 2-4 недель от рождения малыш начинает реагировать на звуки. Он радуется мелодичным звукам и реагирует на резкие звуки плачем.
К 7-11 месяцам ребенок начинает откликаться на слова, а только к концу первого года жизни слово становится средством общения. Развитие фонематического слуха идет бурными темпами, опережая произносительные возможности малыша.
На третий год дети могут замечать неправильное произношение у других детей и даже пытаться исправить их, а к пяти годам формируется критическое отношение к собственной и чужой речи. Они чувствительно реагируют на неточности в произношении, что может привести к отказу от общения и затруднениям в овладении чтением и письмом. Помните, что лучше предотвратить нарушение, чем потом исправлять его. Работа по развитию фонематического восприятия помогает детям правильно говорить и избегать грамматических ошибок. Игры на развитие фонематического слуха делают обучение доступным и веселым, облегчая вступление в школьную жизнь и помогая избежать ошибок в общении и письме. Важно поддерживать и верить в своего ребенка, помогая ему постигать мир звуков.
К 5 годам у малыша складывается особое отношение не только к чужим словам, но и к своей собственной речи. Он чувствует себя неуютно, если его произношение неидеально, что часто приводит к избеганию общения, совместной деятельности. Это также оказывает влияние на его навыки чтения и письма. Исправление дефектов произношения у малышей заключается в коррекции звуков и их интеграции в речь вместе с развитием фонематического слуха. Без понимания и различения звуков невозможно достичь чистоты речи. Даже если малыш правильно произносит все звуки, он может испытывать затруднения в их различении на слух, что затрудняет понимание речи и может привести к ошибкам при письме.
Легче предотвратить проблему, чем исправлять ее. Работа над развитием фонематического слуха помогает детям улучшить свое произношение и предотвратить грамматические ошибки.
Многие родители считают, что достаточно научить ребенка буквам, и он сразу же сможет читать и писать правильно. Однако на практике это не всегда работает.
Знание букв не исключает возможных трудностей в обучении грамоте. Помните, как малыш расстраивается из-за ошибок, которые исправляет учитель! Как скучно исправлять ошибки! Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, то есть неспособность выделять и различать речевые звуки. Для правильного написания необходимо понимать, что предложение состоит из слов, слово - из слогов и звуков, и звуки располагаются в слове в определенной последовательности. Поэтому развитие фонематического слуха в детском возрасте имеет важное значение.
Занятия должны быть увлекательными играми, потому что игра - главная деятельность дошкольного возраста, которая делает обучение увлекательным. В конечном счете, эти игры помогают предотвратить ошибки. Так делать "работу над ошибками" весело, и когда приходит время в школе написать диктант, малыш справляется безо всех ошибок.