Галина Шарафиева
Компьютерные презентации в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные презентации в экологическом образовании дошкольников
О. Ф. Горбатенко, Г. В. Шарафиева
МОУ детский сад №377, г. Волгоград, Россия
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к познанию, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Компьютерные презентации в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
ИКТ являются неотъемлемой частью экологического образования дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе нашего детского сада достаточно широк. Одной из наиболее интересных и продуктивных форм представления дошкольникам материала по экологическому образованию являются мультимедийные презентации. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют сделать экологическое образование детей дошкольного возраста более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Изучение с помощью компьютерных презентаций, сложных для понимания дошкольниками экологических тем, дает возможность педагогу наглядно продемонстрировать им растительный, животный мир, явления природы и быть непосредственным участником увлекательной деятельности.
Используемые компьютерные презентации сочетают в себе объединённые в систему: компьютерную анимацию, графику, фото, видео, музыку.
Наглядность помогает педагогу выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видеофрагментов. Компьютерная презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих у воспитанников интерес или затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к познанию природы.
Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать. Компьютерные презентации позволяют ребенку, не только увидеть красивую картинку природы, но и движение объектов природы, услышать шум ветра, звуки леса, отгадать живую загадку и получить ответ на экране.
Использование компьютерных презентаций в экологическом образовании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию.
При разработке компьютерных презентаций предоставляем дошкольникам достоверные сведения об окружающей их природе, подбираем задания в соответствии с возрастом ребенка, с учетом его интересов, выстраиваем материал от простого к сложному.
Создание виртуальных экскурсий по экологической тропинке детского сада, Экскурсия по степным зонам малой Родины», «По реке Волга», «Экскурсия по природным паркам родного края». «Экскурсия в удивительный мир живой и неживой природы» и другие природные объекты даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Эта экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.
Важное место отводится предварительной работе с детьми: организация экскурсий по экологической тропинке детского сада, игровая деятельность, чтение художественной литературы, слушание аудио сказок и т. п.
Весь используемый материал систематизирован по экологическим темам.
Сегодня ИКТ позволяет:
• показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной вид деятельности дошкольника – игра;
• в доступной форме преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружая ими материал.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается многофункциональным техническим средством познания природы.
Список литературы:
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008
2. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/38/4465/
3. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М: Сфера, 2008