Мария Харина
Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным — в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет.
Публикация «Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нами был проведен опрос детей 6-7 лет который показали, что у 99% опрошенных детей дома есть компьютер, ноутбук или планшет и они его используют в каком-либо виде деятельности: 83% опрошенных играют в детские компьютерные игры самостоятельно, изредка прибегая к помощи взрослых. При этом только 47% играющих детей, перечисляя игры, назвали среди любимых развивающие и обучающие игры, остальные увлечены гонками, аркадами, играми на развитие скорости реакции. Таким образом, у монитора компьютера современные дошкольники проводят от получаса до двух часов в день, но используется это время недостаточно рационально с точки зрения обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности ребенка.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо научить дошкольников использовать компьютер для создания продуктов творческой деятельности: создания графических изображений, оформления любимых книг или собственных сочинений, вовлечь детей дошкольного возраста и их родителей в проектную деятельность с использованием компьютерных и информационных технологий, побуждать ребенка к использованию компьютера как инструмента для творчества, отвлекая его тем самым от чрезмерного увлечения компьютерными играми.
На занятиях в КИК мы рассматриваем компьютер прежде всего как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т. д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребенка от того, что круги, нарисованные им, не круглые, линии недостаточно ровные, а краска растеклась по листу и все испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требованиям маленького автора и повышающего его самооценку.
В то же время мы говорим о рисовании на компьютере только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятия ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их мотивацию к обучению, используя это качество, рационально предложить детям те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно, а так же те виды творческих заданий, выполнение которых в реальном материале было бы слишком трудоемким или нерациональным.
Поскольку нами выявлено слабое представление детей о компьютере как об электронной технике, то особое внимание на первых занятиях с детьми дошкольного возраста уделяется названию частей и принципу работы компьютера. Детям предлагается рассмотреть и нарисовать вместе с педагогом компьютер с монитором, клавиатурой, «мышкой», колонками и системным блоком. Наглядно показывается и закрепляется путем графического изображения название и связь составляющих компьютера. Обсуждаются правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе за компьютером. Особое внимание уделяется правильной осанке и постановке ног при посадке за компьютерный стол, положению рук при работе с манипулятором «мышь» и клавиатурой, соблюдению необходимого расстояния между глазами ребенка и плоскостью экрана.
Создание ребенком рисунка по замыслу помогает закрепить полученные умения, выявить и устранить пробелы в знаниях, а так же развивает фантазию и творческие способности малыша. Хороший результат дает предварительная работа по выбору названия будущего рисунка, обсуждению сюжета и составлению карандашных эскизов по выбранной теме. Самостоятельная работа дошкольника по созданию рисунка на компьютере позволяет надеяться, что и по окончании занятий он сможет дома или в школе использовать функции графических программ, увлечется компьютерной графикой и будет меньше внимания уделять агрессивным компьютерным играм.