Марина Серякова
Консультация для воспитателей «Значение подвижных игр для детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Развитие движений детей успешно осуществляется под контролем и непосредственным участием зрения, так как через него ребёнок получает информацию об окружающем его мире, зрение дает возможность правильно ориентироваться в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений. В ходе игр происходит повышение общей функциональной активности и различной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение подвижных игр для детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Качество и эффективность развития движений в определенной степени зависит от полноценности участия зрения, поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушение осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения в развитии в значительной степени тесно связаны с патологией зрения. При монокулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов, определение глубины и расстояния между ними. Поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спортивном зале, спортивной площадке, попадании в цель, увертывании от догоняющего, прыжках в длину и т. д.
Учет особенностей зрительной патологии и двигательных нарушений у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей.
В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедагогическими задачами, следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций.
Игры с ловлей и увертыванием, лазанием и перепрыгиванием, бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и др.
В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, скакалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения (развитие прослеживающей функции глаза – при слежении глазами за движением предметов).
В играх на метание, бросание, прокатывание у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения (развитие глазомера).
Для облегчения детям ориентировки в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения (развитие ориентировки в большом пространстве). Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развиваются зрительно-двигательные возможности детей.
В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настольный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и в них осуществляется работа по тренировке зрения.
Подвижные игры используются в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях. В младших группах, где большинство подвижных игр с сюжетом, хорошо для зрения использовать различные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки; мячи, обручи и т. д.
Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.
Педагоги должны правильно понять свою роль в развитии, воспитании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром.
Подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Серякова М. В.