МААМ-картинки

Значение музыки в воспитании ребенка

Ульяна Еркаева
Значение музыки в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с Днём Музыки!

Это праздник вдохновенных музыкантов и одаренных слушателей!

Будьте счастливы, все влюблённые в Музыку,

И пусть она не только ласкает Ваш слух,

Но всегда звучит в Ваших сердцах!

Историческая справка. Первый Международный день музыки, учреждённый Международным музыкальным советом, в соответствии с резолюцией 15-й Генеральной ассамблеи IMC, прошедшей в Лозанне в 1973 г., будет проведён 1 октября 1975 г.

Цель этого Дня:

Публикация «Значение музыки в воспитании ребенка» размещена в разделах

— распространение музыкального искусства во всех слоях общества;

— реализация присущих ЮНЕСКО идеалов мира и дружбы между народами, развития культур, обмена опытом и взаимного уважительного отношения к эстетическим ценностям друг друга.

Послушай:музыка вокруг,

Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

М. Ивенсен

Многие родители, не имеющие музыкального образования, спрашивают, как музыка может воспитывать гармоничную личность и духовный мир человека? На этот вопрос можно ответить словами великого композитора Д. Д. Шостаковича: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Несколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

Исходя из этих слов, можно сказать, что музыка объединяет людей в горе и в радости. Музыка – средство общения между людьми. Музыку можно сравнить с чудом. Иначе как можно объяснить, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает отклик в душе другого. Это и есть волшебный язык – язык души и чувств.

Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

В области восприятия развитие идет от простейших различений детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное, и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Публикации по теме:

Значение народных игр в воспитании дошкольников "Значение народных игр для детей дошкольного возраста" Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Консультация «Значение сказки в воспитании дошкольников» «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников "Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться". К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Значение мультфильмов в воспитании детей дошкольного возрастаЗначение мультфильмов в воспитании детей дошкольного возраста В 1912 году, 8 апреля, прошла первая премьера русского мультфильма «Прекрасная Люканида». Автором кукольной мультипликационной картины.

Значение музыки для развития дошкольников Значение музыки для развития дошкольников Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется.

Значение развлечений и роль музыки в них Вести маленьких детей в мир музыки, воспитывать у них на этой основе добрые чувства – какая это благодатная и вместе с тем важная задача.

Консультация «Значение развлечений и роль музыки в них» Значение развлечений и роль музыки в них. Вести маленьких детей в мир музыки, воспитывать у них на этой основе добрые чувства – какая.

Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи» . Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение музыки в воспитании ребенка
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 05:42
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение музыки в воспитании ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Еркаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД