Валентина Максимова
Значение музыкального оформления урока классического танца и роль концертмейстера хореографии в процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Концертмейстер
МБУДО «Детская школа искусств
им. Л. С. Соколовой г. Ельца»
В. В. Максимова
Вся история хореографического искусства свидетельствует о том, что музыка – душа танца. Чем выразительнее музыкальный материал, тем ярче танцевальные образы. Танец без музыки – набор движений. Когда ребёнок впервые приходит в класс хореографии, он ещё не знаком с танцевальными па, но он слышит музыку. По её характеру, темпу, настроению он учится сопоставлять свои движения, поэтому трудно переоценить значение музыкального сопровождения и роль концертмейстера на уроке хореографии.
Публикация «Значение музыкального оформления урока классического танца и роль концертмейстера хореографии в процессе обучения» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Музыкальное сопровождение урока классического танца - один из функционально - прикладных видов исполнительского искусства. Музыка является его неотъемлемой частью, которая создаёт характер, опору движений, подчёркивает пластику рук и ног. Музыкальное оформление урока может помочь как раскрыть и усилить его содержание, так и снизить его качество. Всё это зависит от профессионализма пианиста - концертмейстера.
Обучаясь в учебных заведениях музыкальной направленности, студенты изучают большое количество теоретических и практических дисциплин. Однако, теория и практика не всегда находят воплощение в профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии. Следует понимать разницу между работой с вокалистом, где концертмейстер разучивает с певцом его сольную партию и работой на уроке классического танца. Даже если пианист обладает прекрасными музыкальными данными, владеет виртуозной техникой, ему необходимо изучить и вникнуть в специфику этого урока, потому что классический экзерсис является основой любого хореографического направления. Учитывая всю специфику работы концертмейстера в классе хореографии, в ведущих учебных заведениях таких как, Академия Русского Балета им. А. Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург, Московской государственной академии хореографии, созданы факультеты, выпускающие именно концертмейстеров балета.
Принципы работы пианиста, работающего в периферийной школе искусств, не должны кардинально отличаться от работы концертмейстера высших учебных заведений. Для качественного профессионального музыкального оформления урока, концертмейстеру необходимо знать :
• специфику хореографического аккомпанемента,
• все основные движения классического танца,
• иметь представление о методике преподавания хореографических дисциплин,
• владеть обширным и разнообразным репертуаром,
• содействовать развитию музыкального вкуса учащихся,
• уметь работать в тандеме с педагогом, а в его отсутствие брать часть его функций на себя, ведя всю музыкальную часть урока.
Все выше перечисленные знания и навыки нужны в учебно- практических целях, чтобы максимально понятно иллюстрировать задачи, поставленные педагогом. Концертмейстер, работая с хореографом в полноценном творческом контакте, решают разные проблемы, но задачи и цель у них одна одна – воспитание всесторонне, гармонично духовно- развитой личности.
Воспитание учащихся хореографических отделений напрямую связано не только с преподаванием специальных дисциплин, но и личностью музыканта, работающего на классе. Уровень художественного мышления концертмейстера во многом воздействует на музыкальный вкус, который формируется под воздействием музыкального оформления, звучащего на уроках классического танца на протяжении всего периода обучения. Учащиеся подсознательно усваивают музыкальный материал, который предлагает пианист, тем самым приобретая огромный музыкальный опыт. Чем шире репертуарный диапазон концертмейстера, тем богаче у учащихся круг образов, разнообразие музыкальной лексики.
Репертуар музыканта имеет огромное значение. Специалисты с большим опытом работы зачастую используют импровизационную форму аккомпанемента. Это даёт возможность более тонко подчеркнуть все нюансы комбинации. Однако и нотный материал требует грамотной адаптации, так как счёт хореографический, редко совпадает со счётом музыкальным. Профессионализм концертмейстера заключается в том, чтобы аранжировать то или иное авторское произведение так, чтобы не исказить основную мысль композитора.
Так же одним из важных качеств пианиста-аккомпаниатора, которое необходимо выделить, является способность мгновенно анализировать и запоминать комбинации, которая появляется только с опытом. Известная пианистка Харриет Кавалли советует начинающим концертмейстерам посещать как можно больше уроков своих коллег : «…следует смотреть – и действительно видеть то, что происходит. Необходимо видеть и, по возможности, слышать последовательность, акценты, и характер движений в комбинации, которые даёт педагог. Не останавливайтесь только лишь на определение ритма. Так как движение в классе изучается частями и фразами, полезно понаблюдать за тем, как преподаватель считает, какое движение сколько времени занимает, где и что акцентируется…» [ 2, с. 91] Так же она пишет о том, что полезно даже взять несколько уроков классического танца, для того чтобы понять музыку своим телом, как хореографы : «Спустя некоторое время, танец проникает в ваши мышцы, и вы чувствуете каждое движение, уже не делая его; это не может не оказать благотворного воздействия на, что вы играете» [2,с. 98 ]
Всё выше сказанное, хочется дополнить словами ведущего концертмейстера АРБ им. А. Я. Вагановой Г. Безуглой: «Концертмейстер балета - «полномочный представитель» музыкального искусства, в искусстве хореографическом, он своего рода «музыкальный наставник» учащихся и артистов. Мера ответственности распределяется между педагогом и концертмейстером в равной степени. А в определённых ситуациях, – на экзамене, концерте, конкурсе, - когда аккомпаниатор остаётся один на одие с учащимися или артистами балета, помогая им справиться со сложными исполнительскими задачами, поставленными педагогом, огромная ответственность возлагается именно на него» [1,с. 11,12]
В последнее время, дополнительное образование, а в частности детские школы искусств, обретает большую значимость в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Наблюдается повышение интереса родителей к системному образованию, которое может обеспечить именно школа искусств. Поэтому наша первостепенная задача заключается в том, чтобы вовлечь как можно больше детей в этот волшебный мир хореографического искусства, заменив им виртуальное существование на совместное творчество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безуглая Г. А. Концертмейстер балета : музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. -СПб, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005
2. Бойко А. А. Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке, Москва, 2010
3. Harriet Cavalli. Dance and Music. – University Press of Florida, 2001