Мария Шутова
Значение индивидуального подхода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация образования продолжает оставаться одной из самых актуальных как практических, так и теоретических проблем. В настоящее время встает проблема инклюзивного образования, которое нуждается в подробном изучении, проектировании и внедрении на получение положительного результата в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Эффективность обучения детей зависит от такой организации педагогического процесса, при которой любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности. Такой подход необходим каждому ребёнку, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Публикация «Значение индивидуального подхода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. Так, Я. А. Коменским отмечалось, что педагогический процесс должен быть построен с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, которые необходимо выявлять в процессе наблюдения за детьми.
Важность индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей отмечал А. С. Макаренко, считая, что в данном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, ориентируясь на их положительные качества. Поэтому у каждого ребенка, по мнению педагога, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Решая ряд педагогических проблем, А. С. Макаренко обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям, которые являются исходными для дальнейшего развития данной проблемы.
Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В. А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Работу с родителями необходимо осуществлять так же, опираясь на индивидуальный подход, поскольку в каждой семье свой уклад, взаимоотношения и традиции.
Можно сказать, педагоги едины во мнении, что в процессе обучения и воспитания детей следует учитывать их индивидуальные особенности, для чего следует тщательно изучать каждого из них. Общим также же является убеждение, что индивидуальный подход направлен на личностные особенности учащегося.
Индивидуальный подход следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к ребенку как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.
Таким образом, индивидуальный подход в обучении и воспитании – это осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др., в значительной, степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. Такой подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.
Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
знание и понимание детей,
понимание актуальных потребностей каждого ребенка,
основательный теоретический баланс,
способность педагога размышлять, анализировать, рефлексировать и осознавать себя (в первую очередь – себя).
Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип обучения и воспитания.
Особое значение принцип индивидуального подхода имеет в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Каждый из таких детей отличается особенностями физического, интеллектуального, психоэмоционального развития; такие дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.
В основе индивидуальных отличий лежат особенности свойств нервной системы. К ним относятся своеобразие мышления, восприятия, ощущений, темперамента, наклонностей. Отличительные черты каждого ребенка формируют его возможности, исходя из которых педагогу и необходимо строить свою работу.
В коррекционных образовательных учреждениях обучаются дети с различными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Нередко это так называемые «трудные дети» из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники детского дома, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОДН. Часто воспитанники имеют несколько диагнозов.
Особенно нуждаются в индивидуальном подходе в обучении дети с умственными отклонениями, поскольку они отличаются низкой степенью обучаемости, замедленным темпом усвоения, пониженным запоминанием, слабой продуктивностью, социальной адаптацией и т. д.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.
Каждый ребенок может обучаться и усваивать материал по-разному (в разных условиях, с различным темпом). Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Поэтому образовательная работа должна быть основана на взаимодействии ребенка и образовательного учреждения, при котором он становится непосредственным участником педагогического процесса, имея право на обучение по адаптированным образовательным программам или по специальной индивидуальной программе обучения и развития (для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии). Педагог должен увидеть уникальные черты и качества обучающегося и оказать содействие их развитию.
Учесть индивидуальные особенности педагог может хорошо зная ребенка, изучив его семейные условия, анамнез, возможности, состояние здоровья, уровень развития. На каждого ученика составляется характеристика, в которой раскрывается состояние общеучебных знаний и умений по программе, моторно-двигательных возможностей, состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально - волевой сферы; умений воспринимать помощь взрослых, планировать свои действия. Анализ такой характеристики позволит правильно спланировать фронтальную работу с классом, правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с различной подготовкой и разными способностями. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер.
Конечно, задача любого педагога, работающего в специальном учреждении – выявить, узнать эти особенности и определить с помощью коллектива специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога) так называемый «индивидуальный маршрут», который позволяет оценивать личные продвижения каждого ребенка, планировать работу, ориентируясь на конкретную личность.
Индивидуальный подход необходим для создания успешной ситуации, комфортных условий обучения. В понятие комфорта включаются заинтересованность, мотивы обучающегося, доступность. Важнейшим фактором является сохранение здоровья. Педагог не имеет права игнорировать такие особенности как левшество, наличие каких-либо заболеваний (пониженное зрение, состояние ребенка в конкретной ситуации (подрался, ссора дома, не поел, болит живот, голова). Не учитывая это, можно покалечить не только психику ребенка, но и нанести вред физическому здоровью.
Многими авторами отмечается, что минусы в обучении детей часто связаны именно с незнанием многих особенностей (ведь в идеале необходимо учесть и особенности мужского и женского начал).
Конечно, специалисты коррекционных образовательных учреждений понимают важность учета особенностей ребенка с ОВЗ, его индивидуальности. Часто на занятиях и уроках даются дифференцированные упражнения, предлагаются индивидуальные задания с учетом возможностей учащихся; проводятся и индивидуальные беседы с обучающимися.
Индивидуальные занятия проводят логопеды, психологи, дефектологи, учителя классов с учащимися, особо нуждающимися в индивидуальной помощи. Это дети, находящиеся по состоянию здоровья на надомном обучении, а также ученики с особыми нарушениями речи, поведения, проблемами в усвоении материала.
Опыт работы педагогов показывает, что большая эффективность в коррекции достигается именно на индивидуальных занятиях, которые позволяют максимально обеспечить необходимые условия для работы с каждым ребёнком, учесть все его особенности. Это касается и речевых нарушений, и трудностей восприятия какой-то определенной темы, и любых других проблем.
Индивидуальная работа с ребенком позволяет вовремя среагировать на конкретную ситуацию, учесть настроение, самочувствие, проявить интерес к личным переживаниям, похвалить за каждую мелочь, аккуратно и тактично указывать на недостатки.
На индивидуальных занятиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, быть понятым, раскрепоститься, рассуждать вслух; учитель может объяснить непонятное столько раз, сколько потребуется конкретному ученику, используя те методы и приёмы, которые подходят только для него. Кроме этого, на индивидуальных занятиях больше вероятности установления личного контакта с ребенком, что имеет решающее значение для дальнейшей работы (и индивидуальной, и групповой, для объяснения правил работы в коллективе. Ценность индивидуальной работы заключается еще и в том, что внимание ребенка сосредоточено на педагоге, он не отвлекается на других детей, он спокоен, рад вниманию и вынужден работать.
На индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Педагог может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного. Учитывая степень усталости или возбужденности, может провести незапланированные физкультурные паузы, использовать приёмы самомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.
Индивидуальная работа создаёт наиболее благоприятные условия для освоения учебного материала каждым ребёнком, для коррекции имеющихся недостатков, позволяет учителю максимально подготовить учащегося к жизни в обществе, использовать все его резервы, раскрыть его таланты, сориентировать на дальнейшую деятельность в коллективе. Реализация индивидуального подхода помогает ученику чувствовать себя увереннее и успешнее.
Оценка успеваемости детей с умственными отклонениями не может быть основана на общеоценочных нормах, она должна быть во взаимосвязи с способностями и возможностями каждого, с учетом степени продвижения ученика и возраста каждого ребенка. В 1-ом классе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; во 2-ом класс в конце урока – занятия учитель проговаривает все, чему научились, а затем проводиться ритуал прощания; начиная со 3-го класса, учитель более дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. Учитель называет детей по имени, хвалит в зависимости от того, что у учащихся получилось на уроке - занятии, например, за успешное выполнение упражнения. В старших классах кроме дифференцированной оценки учителя к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В заключение можно сделать вывод о том, что проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы, хотя и имеет свою специфику.
Реализация данного принципа обучения помогает добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика. Уверена, индивидуальная работа с ребенком приносит больше пользы, даже при некотором отступлении от запланированного.