Татьяна Феодорова
Консультация «Значение игры в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике и психологии всестороннее развитие ребёнка связывается с возникновением и формированием разных типов детской деятельности. Основной её вид - игра, которая образует целостную систему педагогического процесса детского сада. За игрой в дошкольной педагогике и психологии прочно закрепилось определение ведущей деятельности.
Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт детям возможность проявить активность, самостоятельность, воображение. В игре все условно, все понарошку: действия, роли, место. Ребёнку достаточно провести черту, чтобы обозначить улицу, канавку и т. д. В игре ребёнок может полететь на Луну, стать отважным моряком, быть врачом, повором, водителем. Таким образом, игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщаться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Играя, ребёнок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений.
Публикация «Консультация „Значение игры в жизни ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Как же воспитатель должен развивать игровые отношения у детей, какие педагогические средства использовать? Главное в игре - сюжет, это основа на на которой педагог строит свои целенаправленные воздействия. Сюжет в игре должен развиваться постепенно, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В младшей и средней группах дети усваивают способы построения сюжета. В этих группах происходит передача детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определённый игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определённым набором действий и атрибутов, а также, важно выделять разные " наоборы" ролей. Если в младшей группе мы даём начальное понятие игры, т. е. воспитатель берет на себя соответствующую роль (например роль мамы - варит, кормит, укладывает спать), показывая детям как надо играть, затем постепенно передавая эту роль детям, направляя детей, подсказывая им те или иные игровые ситуации, то в средней группе, дети, преобретя навыки игры в младшем возрасте уже самостоятельно могут организовать игры, педагог только следит за соблюдением сюжета, за правилами игры, за взаимоотношениями между детьми. Он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, отмечает ошибки некоторых детей. Но если воспитатель вводит новую игру, то он должен взять на себя ведущую роль в игре. В средней группе дети могут объединить несколько игр в один сюжет, а в младшей группе дети ещё не могут это делать, у них нет ещё навыков и умений играть друг с другом. Идея этого возраста очень важное место занимает сюжетно- образные игрушки, в соответствии с которыми определяются темы игры. Здесь предметно-игровая обстановка выступает в качестве самостоятельной игры детей. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, воспитатель должен стать её не посредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми педагог вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них.
Любая игра способствует развитию памяти, внимания, мышления. Например, выделяя и сравнившая значимые признаки предметов в сенсорных играх, ребёнок совершает довольно сложные мыслительные операции.
В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия,которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания.
В играх развивающие память младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами.
В играх на развитие мышления воспитатель специально создаёт ситуацию и предлагает действия, которые помогают ребёнку учиться передавать свою мысль движением и связанной речью.
Во время игры все её участники, и те, кто только следит за игрой, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
При условиях целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей, игра становится формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, началом общественных качеств личности, т. е. является важным фактором социализации детей на ступени дошкольного детства.