Папки-передвижки

Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста

Галина Голикова
Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский)

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познавательная активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений.

Публикация «Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

гра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Игру нельзя недооценивать, её лучше использовать для повышения качества отношений и продуктивности труда. Поэтому хочу перечислить основные пункты, почему так важна ребенку игра.

Игра стимулирует познавательную активность. Показательным является даже наш пример с «домом». Стоит начать развивать эту тему и ребенок получает первые навыки конструирования, построения сюжета, выстраивания логической цепочки, расширения словарного запаса (как активного (то, что уже может говорить, так и пассивного – то, что будет сказано позже, но уже сохраняется на «карту памяти» ребенка). Чем больше мы открываем перед ребенком «вариантов» игры (не только с конкретными игрушками, а и с любыми подручными предметами, тем больше он переносит навык познания на любую жизненную ситуацию.

Игра развивает психические процессы ребенка. Заинтересовав малыша картинкой, игрушкой, заданием, мы развиваем произвольное внимание крохи, учим удерживать и концентрировать свое драгоценное внимание на заданном объекте. Фантазируя над сюжетом, развивается воображение и образное мышление малыша. Составляя различные истории, тренируется память ребенка. Дошкольнику не нужно доказывать, что эти «кружочки» из бумаги – это мячики, которые мы будем раскладывать в корзинки по местам. А этот кусочек ткани – одеяло для куклы. Малыш с радостью принимает вымышленные правила игры, активно создавая в голове необходимую картину действительности (что и есть развитием того самого образного мышления). Поэтому очень важно подыгрывать детям, рассуждать на понятном языке, расширять их представление о мире с помощью доступных ситуаций.

Игра повышает мотивацию. «Давай с тобой представим, что мы работаем в ресторане, и нужно накрыть стол на четыре персоны» говорит взрослый и рассказывает, у кого какая «роль» и какие обязанности кому принадлежат. Почувствовав налёт важности, ребенок с интересом принимается за дело. Это намного эффективнее, чем просто сказать, что нужно разложить салфетки возле каждой тарелки, согнув её вдвое. Точно так же и в учебе: «Часовщик пришел на работу, а там все часы вышли из строя! Что же будет! Нужно срочно поставить везде правильное время, чтобы никто не опоздал на работу!» говорит взрослый, если нужно выполнить задание по определению времени на часах. Такой подход работает вплоть до 7-8 лет. Игра придает детям понятности, ЗАЧЕМ им нужно делать то или иное дело. Или обезьян нужно накормить бананами, но на каждом банане и на каждой обезьяне написано какое-то слово. И кому какой банан подходит – непонятно! Нужно прочитать слово на бананчике и найти мартышку с таким же. Главное серьёзным выражением лица поддакивать, что да, очень важно не накормить не той едой животное! Почувствовав успех и важность в игре, ребенок старается применить свою компетентность во всех других сферах жизни. В этот момент важно не отбить охоту действовать чрезмерными замечаниями и ограничениями.

Игра развивает эмоциональную сферу. В процессе игры ребенку проще перенять на себя те черты характера, которые в реальной жизни ему не присущи, но ими хочется обладать. Или же с помощью игры взрослый может корректировать поведение ребенка, наделяя его ролью с определенными качествами. Когда малыш действует не от своего имени, а от имени персонажа, ему проще говорить и делать то, что трудно сделать самому.

Игра сплачивает. Вступая с ребенком в игру, увлеченную беседу или совместную игровую деятельность, взрослый учится лучше понимать малыша, а ребенок проникается большим доверием к взрослому. Процесс взаимовыгодный, так сказать.

Игра учит! Это истина. В игре ребенку можно преподнести любую информацию. Игра разжигает интерес, а это, в свою очередь, способствует улучшению понимания и запоминания материала. Для оформления обучения в игру сейчас не нужно изобретать велосипед, достаточно не полениться прочитать у тех, кто уже это делает, и адаптировать предложенные варианты к своей ситуации.

Если коротко, игра – это важно. Это неотъемлемый период взросления ребенка, вдоволь восполнив который, будущий школьник плавно сменит свой основной вид деятельности с игры на учебу. Ведь та же самая игра помогает подготовить человечка к труду и ответственности.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

Публикации по теме:

Значение игры в жизни ребенка «Игра в жизни ребенка» Все родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом.

Значение игры в жизни дошкольников Статья "Значение игры в жизни дошкольников" «Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень».

Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка»Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных.

Консультация для родителей «Значение рисования в жизни ребёнка» Консультация для родителей «Значение рисования в жизни ребенка» Многие родители, глядя на художества ребёнка, зачастую перекочевывающие.

Значение дидактической игры в жизни дошкольника «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Нельзя забывать.

Значение игры в жизни дошкольников На данный момент педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично, разносторонне развитого.

Консультация «Значение игры в жизни ребёнка» В педагогике и психологии всестороннее развитие ребёнка связывается с возникновением и формированием разных типов детской деятельности.

Значение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушкиЗначение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушки 1. Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют. В играх ребёнок развивается, учиться,.

Значение математики в жизни ребёнка Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта,играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2019 в 17:11
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Голикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД