Наталья Луценко
Значение игровых технологий в процессе воспитания современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Значение игровых технологий в процессе воспитания современного дошкольника».
Подготовила воспитатель
МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад 160»
Луценко Н. М.
Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании личности подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.
Публикация «Значение игровых технологий в процессе воспитания современного дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения : «содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Для полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т. е. их совместную предметную деятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.
Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в условиях дошкольного учреждения - совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, К. Кофка‚ М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, нап-
равленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому‚ чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как воспитателем группы, так и другими специалистами детского сада.
В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания
окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия : зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.
Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле - эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и осуществляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении - соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны быть: повторяемость, постепенность повторения заданий.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры - создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам Л.. Выготского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению и действию. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей; Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Театрально-игровая деятельность : игры-драматизации; сопряженная гимнастика -театр пальчиков и языка. Основными направлениями данной деятельности являются:
развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством развития является пальчиковый театр. С удовольствием участвуют в театральном действии все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.
Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется.», «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).
Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре и другими специалистами учреждения.
Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми различного возраста.