Татьяна Боглазова
Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедам известно, что речевые нарушения достаточно часто являются следствием неправильного формирования артикуляционного аппарата: неровный зубной ряд, негармоничное развитие челюстей, неправильный прикус. Так же, нарушению звукопроизношения способствует инфантильный тип пережёвывания и глотания пищи. Часто, именно логопед первый обнаруживает эти нарушения и направляет ребёнка к стоматологу на коррекцию.
Публикация «Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения» размещена в разделах
Между тем, часто этого дорогостоящего лечения можно избежать, зная, как формируется челюстно-лицевой скелет ребёнка. Процесс формирования зубочелюстной системы ребёнка определяется функциями носового дыхания и жевания.
При нормальном развитии дыхание происходит через нос: вдыхаемый воздух очищается, согревается, увлажняется, проходя через носовые ходы. В случае, если носовое дыхание затруднено (разросшиеся аденоиды или есть привычка дышать через рот, вследствие слабости мышц, удерживающих челюсти в сомкнутом положении) носовые ходы и смежные с ними синусовые и гайморовы пазухи не получают нужной нагрузки и у ребёнка формируется вытянутый уплощенный овал («лошадиное лицо»). Носовая полость и ноздри сужаются, нарушается тембр голоса. Появляется назальный оттенок (говорит «в нос»).
Функция правильного жевания тоже очень важна. При грудном вскармливании ребёнок сосёт молоко, надавливая на сосок или соску средней частью спинки языка (кончик языка опущен вниз, спинка выгнута кверху). Если процесс сосания затянулся (в 2-3 года сосут бутылочку, соску, палец) формируется инфантильный тип жевания и глотания. Мы можем наблюдать в плане звукопроизношения в 4-5 лет устойчивое смягчение согласных звуков – «сюсюкающая речь» - «сянки», «сюмка»; нарушение формирования звуков верхнего подъема (шипящие, Л, Р). Анатомически формируется высокое готическое нёбо, нарушение смыкания челюстей (открытый передний прикус, прогнатия -- саггитальная щель, задержка в росте челюстей, и как следствие этого, скученность зубов.
По мере прорезывания молочных зубов у детей сосание заменяется жеванием. При своевременном введении твёрдого прикорма формируется соматический тип жевания и глотания, когда активную роль в продвижении пищи во рту принимает кончик языка, который принимает приподнятое к верхним альвеолам положение и двигательно нагружается. В плане звукопроизношения это закладывает двигательную основу для формирования звуков верхнего уклада (Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Л)
Необходимо отметить, что формированию правильного типа жевания и глотания может препятствовать укороченная подъязычная связка. В норме у ребёнка 3х лет она крепится на расстоянии 1,5 см от кончика языка, другим концом – за выводными протоками слюнных желёз.
Какие рекомендации можно предложить родителям?
• Своевременно лечить заболевания, нарушающие носовое дыхание.
• Формировать привычку дышать носом с помощью дыхательной гимнастики.
• Вовремя формировать пищевое поведение ребё нка: правильно пережёвывать твё рдую пищу: длительно, тщательно, небольшими порциями, жевать с закрытым ртом. Не разговаривая во время еды.
• Беречь молочные зубы, т. к. ранняя их потеря нарушает процесс жевания и провоцирует проблемы при смене молочных зубов на постоянные (недостаток места для постоянных).
• Своевременно проходить профилактические осмотры педиатра, ЛОРа, стоматолога и логопеда.