Мария Гаврикова
Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания и работы центральной нервной системы и всех структур мозга в целом. Но, как мы знаем, речь является важнейшей необходимой социальной функцией, поэтому для развития этой структуры не достаточно одних биологических факторов. Речевая деятельность возникает лишь при взаимодействии со взрослым или сверстником. Ведущее значение имеет общение ребенка с близким для него человеком (например, матерью). Необходимая потребность в коммуникации формируется у ребенка лишь в практическом взаимодействии с социумом (людьми).
Публикация «Исследование „Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ранний детский возраст - наиболее важный и критический для развития не только речевой деятельности, но и всех высших психических функций. Проблемой развития речи занимались такие исследователи, как Г. В. Грибанова, М. И. Запорожец, А. А. Катаева, Л. П. Носкова, Е. А. Стебелева и др. [38].
Настоящее время науке известен факт, что детей с нарушениями в развитии становится все больше. Именно этот факт обуславливает актуальность проблемы нашей выпускной квалификационной работы. Это обуславливает необходимость поиска и разработки принципиально новых, более эффективных подходов к диагностике, коррекции нарушений речи и развития.
Особо остро в последнее время стала проблема задержки речевого развития (ЗРР). Исследованием этой проблемы занимались Н. С. Жукова, М. М. Кольцова, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева [15, 18, 43].
Например, А. И. Захаров, Я. Н. Шапиро, Л. М. Спицына придерживались мнения, что важной задачей является не только разработка эффективного коррекционного воздействия, но и ранняя диагностика нарушений у детей.
Поэтому в настоящее время является весьма актуальным исследование детей с задержкой речевого развития (ЗРР) возраста пяти лет (на рубеже дошкольного детства) (Мнухина В. С., Павлова А. А., Стебелева Е. А., Щелованов А. А.).
Коррекционная работа с таким детьми включает в себя комплекс мероприятий, направленных на раннее преодоление нарушений в развитии речи и предупреждения вторичных отклонений психоэмоционального характера.
В последнее время сложилось противоречие, одни исследователи считают, что нарушения речи никак не влияют на невербальную коммуникацию детей. А. Г., Асмолов, А. Н. Запорожец, А. Н. Леонтьев писали о том, что развитие невербальных средств коммуникации у детей с нарушениями речи находятся в норме и не существует связи между развитием вербальных и невербальных средств коммуникации. Другие же ученые (Дудьев В. П., Леханова О. Л., Павлова О. С.) находят, что у детей с нарушениями речевой функции невербальная коммуникация принципиально отличается от показателей нормальных детей. Этот факт подтверждали и исследования Т. Н. Синяковой и О. Н. Усановой. В результате ученые разделились на два полюса: одни разрабатывают методики, в которые включают задания на развитие невербальных средств коммуникации, другие же не затрагивают у детей этой структуры. Вследствие этого возросло количество детей с задержкой речи, что делает тему нашего исследования «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» актуальной. Число таких детей сократится только тогда, когда экспериментально будет доказано, что развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями речи положительно влияет на развитие речевого навыка, вербальной коммуникации.
Выявление нарушений развития невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития и поиск наиболее эффективных методов и методик коррекции нарушений невербальных средств общения являются главными проблемами данной выпускной квалификационной работы. Важно выявить и апробировать наиболее эффективные методы коррекции невербальных средств коммуникации у детей с нарушениями речи.
Цель нашего исследования - изучение проявлений невербальных средств общения у детей с нарушениями речи и выявление эффективных методик коррекции.
Объект исследования – средства общения у детей с нарушениями речи.
Предмет исследования – процесс формирования невербальных средств общения у детей с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести экспериментальное исследование невербальных форм общения у дошкольников с нарушениями речи;
3. Разработать и апробировать эффективную методику коррекции нарушений невербальной коммуникации у дошкольников с нарушениями речи;
4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
В основу выпускной квалификационной работы легла следующая гипотеза: Мы предполагаем, что развитие невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития по методике М. И. Чистяковой способствует наиболее быстрому и эффективному преодолению речевого нарушения.
Методы, используемые для исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий и финальный, анализ и интерпретация результатов, построение таблиц и диаграмм.
Практическая значимость: Результаты исследования помогут при создании эффективных методик коррекции задержки речевого развития как в дошкольных, так и школьных учреждениях. Экспериментальные данные будут полезны логопедам, педагогам, воспитателям общеобразовательных учреждений и учреждений с коррекционным уклоном, студентам и преподавателям ВУЗов, родителям детей с задержкой речевого развития.
Диагностика задержки речевого развития и проявлений невербальных средств общения у таких детей осуществлялась для того, чтобы отобрать нужную выборку. Существуют специальные нормативы, описанные в первой главе, по которым нами была сформирована выборка для дальнейшего формирующего эксперимента.
Наше исследование было разделено на несколько принципиально разных этапа:
Этап 1. Констатирующий эксперимент. Этот этап проходил в период с 1 по 5 декабря 2014 года.
Цель этапа: отбор испытуемых для дальнейшего исследования.
Задачи:
1. Сбор анамнестических сведений;
2. Беседы с родителями;
3. Обследование речи по выбранным методикам;
4. Выявление частотности употребления невербальных средств общения.
Для сбора анамнеза логопедом учреждения были предоставлены речевые карты испытуемых. В результате изучения речевых карт были собраны следующие анамнестические сведения:
• Данные о здоровье родителей;
• Речевые патологии у членов семьи или у родственников;
• Протекание беременности и родов матери;
• Данные общего раннего развития;
• Сроки появления гуления, лепета, первых слов, фраз;
• Состояние физического слуха, зрения, интеллекта.
С целью получения наиболее полного представления о специфике нарушений испытуемых был использован метод наблюдения в свободной деятельности.
В основу обследование речи испытуемых вошли положения А. Н. Гвоздева, о параметрах измерения уровня развития речи детей раннего возраста:
1. Уровень восприятия речи взрослого;
2. Понимание речи взрослого
3. Объем активного/пассивного словаря
4. Уровень активного словарного запаса
5. Состояние грамматического строя речи.
Для выявления уровня развития речи детей с задержкой развития речи были использованы методики, предлагаемых Н. В. Серебряковой, Г. А. Урунтаевой. Полное описание этих методик находится в приложении.
Затем с помощью специального наблюдения была выявлена частотность использования невербальных средств общения и часто встречающиеся виды.
Этап 2. Формирующий эксперимент. Этот этап включал себя коррекционную работу по преодолению нарушений невербальных средств общения у дошкольников с задержкой развития речи. В основу нашей работы была взята методика М. И. Чистяковой. В ее пособии «Психогимнастика» изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции таких сторон речи дошкольников как мимика, эмоции, пантомимика и другие средства невербальной коммуникации. В пособии даны рекомендации по планированию занятий, большое количество игр и упражнений, методические рекомендации по их проведению. Занятия по этой методике проводились с детьми ежедневно, с последующим усложнением. Сроки работы: с 6.12.2014 по 6.02.2015. Подробная структура методики и примерный перечень игр предложены в приложении (Приложение 2).
Этап 3. Финальный эксперимент. Этот этап проходил с 7.12.2015 по 8.12.2015. Этап включал в себя проведение контрольного среза по методикам обследования из этапа 1. Сравнение полученных и начальных результатов, анализ эффективности методики, который представлен в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Коррекционная работа имеет несколько направлений:
1. Выразительные движения.
В ходе эволюции человека за определенными ощущениями закрепились разные моторные реакции. И теперь уже моторный компонент является обязательным при любом эмоциональном состоянии, мы выражаем свои эмоции не только словесно. Намного точнее определить эмоциональное состояние можно по мимике – выразительным движениям лица, пантомимике – выразительным движением всего тела, по вокальной мимике (тембр, интонация, паузы). Также, к невербальным средствам общения относят дыхательные, сосудистые, секреторные реакции. Восприятие внешнего выражения эмоций пробуждает у оппонентов ответные эмоциональные реакции и переживания. Владение выразительными средствами выражения эмоций предполагают не только умение выражать эти эмоции и пользоваться ими, но и понимание, распознавание этих выразительных средств других людей.
2. Мимика.
Мимика говорит нам о чувствах и настроениях человека в данный момент. Если человек улыбается, значит он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу можно распознать как гнев и крайнее недовольство. Взгляд человека также может говорить о многом. Взгляд может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, застывший, испуганный. Общее выражение лица может быть грустное, угрюмое, самодовольное. Также о многом говорит смех и плач. Мимика при смехе и плаче тоже бывает различной, бедной, богатой, маловыразительно, напряженной, спокойной. Если же мимика снижена или совсем отсутствует, то возникает амимия.
Ко времени рождения ребенка все мышцы его лица, необходимые для невербального общения уже достаточно развиты, но немного отличаются по функционированию от мышц взрослого человека.
Сначала проявление эмоций у детей достаточно примитивны: страх, ненависть, печаль, удивление. Но для развития более сложных эмоций необходимо время. К. Изард говорил, что эмоции, отражающиеся на лице «слышны лучше, чем речь».
Дети с нарушениями в развитии заметно хуже распознают невербальные средства общения другого человека. Довольно часто бедность в мимике, эмоциях наблюдается у детей с задержкой психического и речевого развития.
3. Жесты
Жесты делят на условные, указывающие, подчеркивающие, показывающие, ритмичные и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, яркой, бедной, невыразительной. Иногда жесты могут совсем отсутствовать. Дети с 4-6 летнего возраста уже способны пользоваться жестами.
4. Пантомимика
Выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз – всегда (Лачинов П. П.). Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Голова может быть поставлена прямо, на боку, откинута назад. Поза может быть однообразной, естественной, искусственной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, развязный, распрямленный, сгорбленный, без резких особенностей.
Дети 5-6 лет могут принимать условленную позу, распознавать ее значение. Достаточно попросить ребенка показать, как бы он сидел, если бы ему был холодно/болит живот/жарко. Большая часть детей при такой пробе справляется с заданием.
Выводы
В этой главе были описаны и интерпретированы результаты обследования дошкольников с нарушениями речевого развития до коррекционного воздействия и после него. Также в этой главе были даны основные рекомендации логопедам учреждений, которые помогут грамотно выстроить свою работу специалисту. Также эти рекомендации могут применить и родители дошкольников с нарушениями в сфере невербальных средств коммуникации с задержкой речевого развития и других, сходных нарушений.
Результаты первичного обследования по методике 1 «Обследование понимания речи»
У 7 детей был отмечен средний уровень понимания речи (70%, а у 3 детей – низкий (30%). Высокий уровень навыка понимания речи у детей с задержкой речевого развития не наблюдался ни у одного ребенка.
В основном, дети реагировали на свое имя, на какие-либо поощрения или запреты (окрашенные интонационно, понимали элементарные просьбы, связанные с предметным и обиходным миром, могли по просьбе рассказать имена всех своих игрушек, названия некоторых животных, некоторые части тела. Но в основе у всех детей отслеживался номинативный словарь, они неплохо понимали и ориентировались лишь в словах, называющих предметы и явления. Глаголы, наречия детям трудно давались в понимании, были доступны лишь элементарные обиходные глагольные конструкции.
Результаты первичного обследование по методике 2 «Обследование объема активного словаря»
Согласно результатам, объём словаря на среднем уровне у 3 детей (30%, и это нижняя граница критерия. У остальных 7 детей уровень словарного запаса низкий (70%, при этом не резко выраженный низкий, т. е. ближе к среднему (в сравнении с другими) – у 2 детей (20%, а у остальных 5 детей (50%) – крайне низкий уровень словарного запаса.
Результаты обследования по методике 3 «Обследование глагольного словаря и сочетания с невербальными средствами коммуникации»
Результат по данной методике показал, что больше половины выборки, так или иначе, используют в речи вербальные формы. Высокий уровень состояния глагольного словаря показали три ребенка (30%). Эти дети используют в своей речи множество глаголов для характеристики представленных сюжетных картинок, глагольный словарь не примитивен, отмечается его качество (дети понимают разницу между однокоренными глаголами с разными приставками).
40% дошкольников при описании сюжетных картинок используют мимику, жесты, показывают действия, но не всегда могут их назвать определенным словом.
30% дошкольников использовали в речи лишь невербальные формы ответов на вопросы. Но этот момент был больше связан с речевым негативизмом, нежели с незрелостью глагольного словаря, его ненасыщенностью.
Результаты контрольного среза выглядели таким образом:
Результаты обследования по методике 1
У 3-х детей был отмечен средний уровень понимания речи (30%, а у 1 ребенка – низкий (10%). Высокий уровень наблюдался у 6 детей (60%, что свидетельствует об эффективности коррекционного воздействия.
Результаты обследования по методике 2
Согласно результатам, объём словаря на среднем уровне – у 2 детей (20%, и это нижняя граница критерия; у 6 детей уровень словарного запаса высокий (60%, низкий уровень – у 2 детей (20%).
Результаты обследования по методике 3
Результат по данной методике показал, что большинство детей используют в речи вербальные формы, слова. При этом, преобладает их сочетание с речевым высказыванием у 40% детей – это 4 человека, остальные 60% используют слова и редко опираются на мимику. И ни один испытуемый не пользуется лишь жестами и мимикой.
Можно сделать вывод, что благодаря методике коррекционной работы количество детей с низким уровнем развития невербальных средств общения сократился в 5 раз, а количество детей с высоким уровнем возросло в целых 6 раз. Эти данные позволяют нам назвать методику М. И. Чистяковой эффективной и действенной, а гипотезу, о том, что развитие невербальных средств общения помогает наиболее эффективно преодолеть задержку речевого развития, доказанной.
Заключение:
Изучение речевых навыков и проявлений невербальных форм общения у дошкольников с нарушениями речи выявило, что категория таких детей в массовых дошкольных учреждениях достаточно обширна.
В результате проведения исследования было выявлено, что у большинства детей нарушения речи сопровождается:
1) недостаточной устойчивостью внимания,
2) неточностью зрительного восприятия;
3) нарушением формирования пространственных представлений,
4) неустойчивостью и сужением объема слуховой;
Коммуникационные же навыки детей данной категории характеризуют:
1) затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой,
2) достаточный уровень восприятия речи взрослого;
3) состояние глагольного словаря – на крайне низком уровне;
4) активное привлечение в речь невербальных средств, ведущими из которых являются: мимика, жесты, длительность взгляда, тон и интонация.
Всё это подтверждает предположение о том, что в речи дошкольников с нарушениями преобладают невербальные средства общения, и это проявляется в характерных особенностях их высказываний. А также диктует необходимость систематических коррекционных мероприятий по преодолению задержки речевого развития в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений.
Результаты обследования дошкольников также подтверждают нашу гипотезу о том, что развитие невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития по методике М. И. Чистяковой способствует наиболее быстрому и эффективному преодолению речевого нарушения. Цель нашей выпускной квалификационной работы можно считать достигнутой.