Марина Ефимцева
Значение и организация конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным и интересным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Публикация «Значение и организация конструктивной деятельности» размещена в разделах
Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).
Конструирование из бумаги - более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе.
Конструирование из природных материалов - это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе. потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
В игре ребенок познает мир, знакомится со свойствами предметов. При этом он экспериментирует, проявляет инициативу и творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развивается речь ребенка. Именно в игре закладываются положительные взаимоотношения со сверстниками. Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса - чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовывать ребенка игровым сюжетом.
Методы и приемы руководства детским конструированием из строительного материала
Следует иметь в виду, что у дошкольника наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении имеет важное практическое значение. Вместе с этим, наглядно-образное мышление стимулирует формированию логического мышления.
Для проведения необходимо правильная организация среды и дополнительного материала (машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые дети изготовляют в свободной деятельности - все это развивает их фантазию). Таким образом, организуя себе среду, ребенок учится культуре труда, что очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз. Все детали хранятся на специальных полках по формам, чтобы дети знали, где какая форма лежит. А мелкий строительный материал в коробках, где все детали складываются по плану.
К каждому занятию необходима предварительная работа. Знания нужно давать не назидательно, беседуя: "Вот какие дома на улице, посмотри, какой номер у дома здесь, а в начале улицы?" и т. д. В группе предложить: "Давайте нашим домам сделаем номера домов, чтобы почтальону было удобно письма разносить. А зачем еще нужны номера домов, названия улиц?" Важно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.
В младших группах используется показ строительства, т. к. у детей не имеется достаточного опыта конструирования, предлагаются задания по условиям, которые они усложняют, дополняют (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаются вопросы: «С чего начнешь? Наверное, с колес? (показывает на картину) Что ты положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д.
Овладение конструированием на начальных этапах проходить под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по образу, по условию, по замыслу и теме.
При конструировании по образцу ребенок воспроизводит представленный ему образец, который может быть как в форме готовой конструкции, так и общего ее контура.
При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый объект исследования с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы или гараж для большой машины.
При конструировании по собственному замыслу (по теме) дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.
Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор - эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо - с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.